Главная
страница 1

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

М.И.Нежурина

Московский государственный институт электроники и математики (технический университет), Москва

Тел.: (095) 916-89-05, 916-89-04, факс: (095) 916-89-93, e-mail: min@min.informika.ru, min@dlc.miem.edu.ru


Для эффективного использования современных достижений в области телекоммуникаций актуальным на сегодняшний день является создание единого информационного пространства на основе интегрированной информационно-образовательной среды (ИОС) для обучения территориально удаленных слушателей с использованием новых методик и современных дистанционных технологий.

В настоящее время в Центре дистанционного обучения (ЦДО) МИЭМ создан программный комплекс интегрированной ИОС распределенного дистанционного обучения на основе Lotus Notus.

Создание ИОС предполагало проведение ряда этапов:


  • исследование и анализ современных технологий доставки информации удаленным пользователям, инструментальных систем, на базе которых разрабатываются компьютерные обучающие программы, моделей распределенного ДО;

  • создание методологического, организационного и технологического обеспечения системы дистанционного обучения (СДО) в масштабе вуза;

  • создание концептуальной модели ИОС и разработка концепции распределенного банка знаний с удаленным доступом;

  • применение модульного подхода к структуризации больших объемов образовательной информации и разработка методики создания модульного учебного курса для ДО;

  • разработка структуры образовательного сервера как ядра ИОС и распределенного банка знаний ЦДО МИЭМ;

  • разработка алгоритма администрирования учебного процесса и алгоритма контроля знаний в СДО МИЭМ;

  • создание программно-аппаратного комплекса ИОС;

  • апробация новых методик и современных технологий распределенного ДО МИЭМ.

Практическим результатом явилось создание и внедрение системы дистанционного обучения МИЭМ на базе ИОС распределенного ДО, позволяющая удаленному пользователю вне зависимости от его территориального расположения и технических возможностей без отрыва от основной деятельности получить качественное образование, близкое к очной форме обучения. Создан единый модульный подход к структурированию учебно-методических комплексов ДО, что позволяет унифицировать и стандартизировать образовательную среду, минимизировать затраты преподавателя на подготовку учебных курсов и создать максимум удобств для пользователей системы.

Созданный программно-аппаратный комплекс можно использовать в любом образовательном учреждении для организации и проведения дистанционного обучения.

Разработанный и действующий методический и программно-аппаратный комплекс, реализующий информационно-образовательную среду СДО МИЭМ, внедрен в Центре дистанционного обучения МИЭМ для проведения учебного процесса по профессиональным программам обучения в сфере дополнительного образования по специальности 220100, специализации "Сетевые технологии" и "Программно-аппаратные средства защиты информации".

Комплекс программных средств содержит:



  • модуль регистрации различных типов пользователей;

  • модуль администрирования учебного процесса;

  • модуль структуризации учебного материала;

  • модуль контроля знаний;

  • систему обмена потоками информации между модулями;

  • систему организации сбора и обработки статистических данных о работе системы;

  • систему организации двунаправленных потоков информации между всеми типами пользователей средствами e-mail, дискуссионного форума и сhat-системы;

  • интерфейсы для каждой категории пользователей.

Использование универсального шаблона для баз данных модульного учебного курса сохраняет единую структуру и дизайнерское оформление учебной информации на образовательном сервере.

Система администрирования дистанционного обучения, в отличие от традиционного деканата вуза, приобретает следующие дополнительные качества: мобильность; отказ от использования бумажной документации; функцию авторизации доступа к данным; наследует все качества баз данных Lotus Notes (оперативный поиск, изменение и добавление информации, защиту информации и т.д.).

Разработанный модуль контроля знаний предоставляет возможности по организации предварительного, рубежного и итогового тестирования, статистической обработке результатов учебного процесса.

Особенности разработанной среды позволяют оперативно дополнять и изменять содержимое учебных курсов, а также создавать новые курсы. Возможность организации телеконференций между различными типами пользователей (студенты – преподаватель, преподаватели – администратор и т.п.), а также внутри самого типа пользователей, например, среди студентов данного курса, является важным достоинством разработанной среды.

Общеизвестно, что средства защиты данных в среде Lotus Notes являются одними из самых надежных на сегодняшний день. Поэтому, благодаря выбору Lotus Notes, среда унаследовала все функции авторизации пользователей. Таким образом, существенно увеличивается степень защищенности как самого сервера, так и авторских прав разработчиков среды и преподавателей, предоставивших учебные курсы.

Важным преимуществом разработанной среды является сохранение возможности внесения изменений любого уровня на любом этапе разработки и использования.

Среда локализована и выгодно отличается простотой использования.

Обучаемому при этом необходимо иметь следующие программное обеспечение:



  • браузер Netscape Navigator (условно-бесплатное программное обеспечение, фирма Netscape Communications Corp.) или Internet Explorer (условно-бесплатное программное обеспечение, фирма Microsoft Corp.);

  • подключение к Интернет, а в случае недоступности этого вида телекоммуникационного сервиса – наличие электронного почтового адреса.

Приглашаем все заинтересованные образовательные учреждения для сотрудничества на базе информационно-образовательной среды Центра дистанционного обучения МИЭМ (http://dlc.miem.edu.ru).


Смотрите также:
Программный комплекс информационно-образовательной среды
40.91kb.
1 стр.
Программный комплекс "образовательная интернет-сеть"
27.89kb.
1 стр.
Электронный журнал и электронный дневник как часть единой информационно-образовательной среды
38.43kb.
1 стр.
Методические указания по работе с дистанционным курсом (модулем) 7 Материалы для изучения 8
356.09kb.
5 стр.
Управление корпоративной информационно-образовательной средой на базе интернет-технологий
37.13kb.
1 стр.
Программный комплекс для организации диспетчерской связи – Smartptt на базе оборудования Mototrbo
55.28kb.
1 стр.
Опыт практического использования программного комплекса «Прометей» в гу «Костромской цгмс» Т. Ю. Биб в 2006 в гу «Костромской цгмс»
47.19kb.
1 стр.
Мультипликация в общедоступных компьютерных средах с учащимися начальных классов
69.76kb.
1 стр.
Межведомственных ресурсных центров мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды мгппу
19.06kb.
1 стр.
Инструкция по эксплуатации Программный комплекс "Фарм-Офис Аптека" состоит из модулей "Приход лс", "Реализация лс"
305.68kb.
1 стр.
2. Дисциплина «Операционные среды». Основные разделы и их содержание, выносимые на экзамен
66.07kb.
1 стр.
Статья раскрывает проблему проектирования новой образовательной среды обучения, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях в условиях применения Интернет, Web-технологий, гипертекста
104.1kb.
1 стр.