Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ»

для студентов вузов экономических специальностей

Кемерово 2009



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Конспект лекций

  2. Варианты для выполнения контрольной работы

  3. Краткое изложение зачетных тем

  4. Вопросы к зачету



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
СОДЕРЖАНИЕ


Содержание…………………………………………………..

3

Введение………………………………………………………

5

Тема 1 Цели, содержание, виды и методы

маркетингового анализа……………………………………..


7


1.1 Цели и содержание маркетингового анализа………….

7

1.2 Виды исследований……………………………………...

8

1.3 Методы сбора информации……………………………..

11

1.4 Инструменты анализа…………………………………...

17

Тема 2 Разработка и реализация плана

исследований метода………………………………………...


20


2.1 Выбор метода сбора данных……………………………

20

2.2 Вопросник и порядок его разработки…………………..

23

2.3 Основные понятия выборочных исследований…………………………………………………

26


2.4 Этапы разработки выборочного плана…………………

28

2.5 Организация и проведение сбора данных……………...

31

2.6 Анализ данных и подготовка

заключительного отчета…………………………………….


33


Тема 3 Анализ маркетинговой деятельности

предприятия………………………………………………….


38


3.1 Анализ покупателей……………………………………..

38

3.2 Анализ спроса на продукцию…………………………...

42

3.3 Оценка риска невостребованной продукции…………..

44

3.4 Анализ рынка сбыта продукции………………………..

46

3.4.1 Задачи анализа сбыта………………………………….

46

3.4.2 Общая характеристика сбытовой политики…………

47

3.4.3 Анализ работы с посредниками………………………

51

3.4.4 Анализ рынка сбыта продукции……………………...

52

3.5 Анализ ценовой политики предприятия……………….

54

3.6 Анализ ассортимента и ассортиментной политики…...

56

3.7 Анализ прибыли товаров в ассортименте……………...

60

3.8 Анализ конкурентоспособности продукции…………..

61

3.9 Анализ конкурентоспособности цены………………..

65

3.10 Анализ рекламы………………………………………...


68

Тема 4 Маркетинговая стратегия и структура

потребителей товаров………………………………………..


71


4.1 Составные элементы маркетинговой стратегии……….

71

4.2 Анализ и выбор рынка…………………………………..

72

4.3 Маркетинговый анализ………………………………….

76

4.4 Маркетинговое ценообразование……………………….

78

4.5 Маркетинговое управление……………………………..

78

Варианты контрольной работы по дисциплине «Маркетинговый анализ»…………………………………..

81


Образцы некоторых разделов отчета по

маркетинговому анализу…………………………………….


83


Библиографический список…………………………………

98

ВВЕДЕНИЕ
Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Каждому предприятию, перед тем как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:

изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;

оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;

разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта и продукции;

оценка эффективности производства и сбыта продукции.

С помощью маркетингового анализа ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинговый анализ выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.

Тема1 Цели, содержание, виды и методы

маркетингового анализа

1.1 Цели и содержание маркетингового анализа

Маркетинговый анализ – необходим для всесторонней оценки прошлой и настоящей деятельности предприятия, его внешней среды. На его основе осуществляется планирование будущей работы предприятия на рынке.

Особенность маркетингового анализа в том, что он в основном состоит из логических выводов, рассуждений, сравнений, предположений. Результаты анализа могут включать много текста, поэтому для наглядности результатов используют таблицы, схемы, диаграммы.

Маркетинговый анализ является частью и этапом маркетинговых исследований:


Маркет. анализ

- оценка


- обобщение

- объяснение

- прогноз






Сбор информации

Принятие маркетин. решений



разработка планов предприятий

Т.о. маркетинговый анализ – всестороннее рассмотрение ситуации, процессов, субъектов на товарных рынках и рыночной деятельности предприятия.

Объектами маркетингового анализа является отдельные предприятия, организации, люди, семьи и их совокупность (отрасли, рынки, слои населения и т.д.)

Для улучшения восприятия результатов анализа, их можно представить в следующем виде:

- укрупненная качественная оценка

- детальные количественные показатели

- графическое оформление (таблицы, графики, рисунки)

Анализ должен быть как можно более конкретным, выводы точными и определенными, т.к. служат информационной основой работы руководителя.


1.2 Виды исследований
Один из наиболее трудоемких и затратных этапов любого маркетингового исследования это поиск и сбор информации по исследуемой проблеме. В зависимости от используемых источников информации исследования делятся на:

- кабинетные;

- полевые.

Однако, на практике, полевые и кабинетные исследования дополняют друг друга, решая свой конкретный круг вопросов.



Кабинетное исследование – поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации («исследование за письменным столом»). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент. Основными достоинствами работы со вторичной информацией являются: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора информации; наличие нескольких источников информации; относительная достоверность информации из независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Очевидными недостатками работы со вторичной информацией являются: частое несоответствие вторичных данных целям проводимого исследования, в силу общего характера последних; информация, зачастую является устаревшей; методология и инструментарий, с помощью которых собраны данные, могут не соответствовать целям настоящего исследования.

Полевое исследование - поиск, сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Любое полевое исследование основывается на первичной информации, иными словами на только что полученных данных для решения конкретной исследуемой проблемы. Основные достоинства первичной информации: данные собираются в строгом соответствии с точными целями исследовательской задачи; методология сбора данных строго контролируется. Главным недостатком сбора полевой информации являются значительные затраты материальных и трудовых ресурсов.

В зависимости от используемых инструментов (методов) сбора полевой (первичной) информации исследования можно разделить на:

- количественные;

- качественные.

Количественные исследования это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы. В основе методик количественных исследований всегда лежат четкие математические и статические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. На основе результатов количественных исследований можно рассчитать необходимые объемы производства, рентабельность, формировать цену, параметры продукта, находить незанятые ниши рынка и многое другое. Основная заслуга количественных исследований в том, что они снижают риск принятия неправильных решений и выбора неточных параметров планирования. Количественные исследования являются наиболее адекватным способом численной оценки:

- емкости рынка и структуры предложения и спроса;

- объемов продаж операторов рынка;

- перспектив развития продукта;

- эффективности различных направлений деятельности компаний по поддержке и продвижению продукта;

- направлений развития продуктового портфеля и отдельных его составляющих;

- эффективности рекламной деятельности;

- эффективности работы дистрибьюторской сети;

- реакции потребителей на возможные маркетинговые действия производителя.

Качественные исследования в отличии от количественных фокусируются не на статических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источниками формирования гипотез и продуктивных идей. Проще говоря, они отвечают не на вопрос «сколько?», а на вопрос вопросы «что?» «как?» и «почему?». Наибольшее применение качественные исследования находят при изучении:

- моделей потребления, покупательского поведения и факторов определяющих выбор;

- отношения к продуктам, брендам и компаниям;

- степени удовлетворенности существующими продуктами;

- покупательских намерений.

Немаловажное значение качественные исследования играют при разработке новых продуктов, где эти исследования позволяют:

- понять, существуют ли на исследуемом рынке ниши для нового продукта;

- выявить отношение к новым продуктам (или концепциям продуктом).

Ещё одной областью приложения качественной методологии являются так называемые диагностические исследования. Очевидно, что восприятие продукта и рекламы потребителями меняется со временем. Качественные исследования в таких случаях помогают определить уровень, направление и характер изменений восприятия продукта и рекламы со временем. Кроме того, качественная методология может быть использована при проведении тактических исследований для выбора наиболее успешного варианта исполнения (execution) рекламы, упаковки, логотипа. Для тестирования могут быть предложены альтернативные варианты визуальных, текстовых и прочих элементов конкретного исполнения уже созданной рекламы, упаковки и пр.




1.3 Методы сбора информации
Несмотря на огромное количество разнообразных исследовательских методик и техник, общая схема мероприятий, реализуемых в рамках рыночных исследований, достаточно проста и понятна. Основными источниками получения маркетинговой информации являются:

  1. Интервью и опросы

  2. Регистрация

  3. Эксперимент

  4. Панель

  5. Экспертная оценка

  1. Интервью (опрос) – выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос – это наиболее распространенная и важная форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно 90% исследований используют этот метод.

Опрос может быть:

а) письменным

б) устным (личным)

а) При письменном опросе участники получают опросные листы (анкеты), которые они должны заполнить и отдать по назначению. Обычно, в письменных опросах используются закрытые вопросы, ответы на которые заключаются в выборе одного из приведенных. Обычно, при письменных опросах, опросный лист рассылается представителям целевой аудитории, по средствам электронной почты, почтовой рассылки или факсимильной связи. Основным недостатком, ограничивающим использование данного метода, является длительный период и низкий процент (в среднем 3%) возраста заполненных анкет.

б) Устный (личный) опрос (интервью) может осуществляться в виде телефонного интервью и интервью face-to-face.

Телефонные интервью – это относительно дешевый метод проведения опросов любого уровня точности с точки зрения построения выборки (географическое расположение респондентов не имеет принципиального значения с точки зрения стоимости проведения интервью). Данный метод применим только в количественных исследованиях. Однако существуют объективные недостатки использования данного метода:

- не совсем полный контроль понимания и искренности респондента;

- нет возможности предъявлять визуальные материалы (образцы, карточки с вариантами ответов);

- не реализуемость длительных интервью (по телефону сложно удержать внимание собеседника более 15 минут)

- в городах с недостаточным уровнем телефонизацией невозможно получить репрезентативную выборку.

Интервью face-to- face могут быть формализованные и неформализованные.

При формализованном интервью имеется конкретная схема проведения опроса (обычно это опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них). Формализованное интервью теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических (отраслевых и географических) характеристик. Поэтому оно предполагает обязательное заполнение «паспортички», куда вносятся все данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять-таки исследовательской программой. Подобные интервью проводятся на улице, в магазинах, на общественных мероприятиях, по месту жительства респондентов (поквартирные опросы), и т.п. Наибольшее применение формализованные опросы получили при реализации количественных исследований. Основными недостатками данного метода являются: относительно высокая стоимость и незначительный географический охват.

Неформализованные интервью – это специфический метод сбора информации при котором имеются только тема и цель. Конкретной схемы проведения опроса, нет. Это дает возможность выявления глубинных мотивов действий потребителя, изучения как рациональных, так и иррациональных причин его покупательского поведения. На практике, неформализованные интервью используют при проведении качественных исследований. Неформализованные интервью бывают индивидуальные и групповые.

Индивидуальные неформализованные интервью проводятся с респондентом один на один в форме диалога, при этом респондент имеет возможность высказать развернутые суждения по исследуемой задаче. Можно выделить такие формы проведения индивидуальных неформализованных интервью, как:

а) глубинные интервью

б) холл - тесты

в) фокус - группа

а) глубинные интервью – представляют собой серию индивидуальных интервью по заданной тематике, проводимых согласно путеводителю обсуждения. Интервью проводит специально обученный интервьюер высокой квалификации, который хорошо разбирается в теме, владеет техникой и психологическими приемами ведения беседы. Каждое интервью проходит в течение 15-30 минут и сопровождается активным участием респондента – он раскладывает карточки, рисует, пишет и т.д. Глубинные интервью позволяют глубже проникнуть в психологию респондента и лучше понять его точку зрения, поведение, установки, стереотипы и т.д. Глубинные интервью не смотря на большие затраты времени, оказываются весьма полезными в ситуациях, когда атмосфера групповой дискуссии нежелательна. Это бывает необходимо при изучении отдельных проблем и ситуаций, о которых не принято говорить в широком кругу, или когда индивидуальные точки зрения могут резко отличаться от социального одобряемого поведения – например, при обсуждении вопроса взаимоотношения полов, секса, некоторых заболеваний, скрытых политических убеждений и т.п. Глубинные интервью применяются при тестировании и проработке начальных рекламных разработок (креативных идей), когда требуется получить непосредственные индивидуальные ассоциации, реакции и восприятие – без оглядки на группу или когда речь идет о занятых людях или узких профессиональных группах и т.п.

б) холл - тесты - это личные полуформализованные интервью в специальном помещении. Как правило, используются помещения в библиотеках, магазинах, холлах административных зданий и т.п. Респондент и интервьюер садятся за столик, и интервью проходит в режиме структурированной беседы. Необходимость холл – теста, как правило, вызвана одной из нескольких причин:

- тестирование громоздких образцов, которые неудобно носить по квартирам или нет уверенности, что в квартире найдется возможность провести интервью в нормальных условиях;

- тестирование ограничено количеством образцов;

- использование спец. аппаратуры (например, теле-видео) для демонстрации тестируемого материала

- интервью проводятся в местах скопления потенциальных респондентов, но оно сложное и не подходящее для разговора «на ногах».

Для проведения холл – теста представители целевой группы (потенциальные потребители) приглашаются в помещение («hall»), для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляется возможность продемонстрировать свою реакцию на тестируемый материал и объяснить причину своего выбора. Метод применяется для оценки потребительских свойств нового товара: вкус, запах, внешний вид и т.п. Метод также используется при тестировании элементов товарной марки, упаковки, аудио- и видеороликов, рекламных обращений (узнаваемость рекламного сообщения, запоминаемость, достоверность, убедительность, понимание первичной и вторичной идеи рекламы, слогана и т.д.) и т.п.



в) Групповое неформализованное интервью (фокусированное интервью, фокус – группа) – представляет собой групповое обсуждение интересующих вопросов представителями целевой аудитории. Ход беседы управляется по заранее разработанному плану и фиксируется на видеоплёнку. В ходе дискуссии используются различные методики, позволяющие узнать «реальное» отношение потребителей к исследуемому предмету, получив гораздо более глубокую и подробную информацию, чем на уровне «обычного общения». В ходе фокус группы респондентов просят не просто оценить что-либо по принципу «нравится – не нравится», но и объяснить свою точку зрения. А последующий квалифицированный анализ полученных результатов позволяет понять психологические механизмы формирования того или иного мнения участников группы. Основным недостатком данного метода является то, что результаты фокусированных интервью нельзя выразить в числовом выражении, для дальнейшей экстраполяции на генеральную совокупность объектов исследования. Поэтому на практике фокус – групповая методика используется в сочетании с количественными методами исследований.

  1. Наблюдение (регистрация) представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которых осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию, это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдений могут быть свойства и поведение индивидуумов: перемещение вещей, товаров и т.п. Недостатком наблюдений является невозможность выявления мнений, представлений, знаний людей. Поэтому на практике наблюдения обычно используются совместно с другими методами исследований.

  2. Эксперимент – это исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Эксперименты подразделяются на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка). Основными недостатками, данного метода являются значительная стоимость и длительность проведения, что существенно ограничивает применение этого метода в практических исследованиях.

  3. Панель – это повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. Таким образом, панель – это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик. Панельный опрос используют при изучении мнений потребителей определенной группы за какой-либо промежуток времени, когда определяются их потребности, привычки, вкусы, рекламации. Недостатками использования панелей являются: «смертность» панели, проявляющаяся в постепенном отказе участников сотрудничества или переходе в другую потребительскую категорию, и «эффект панели», заключающийся в сознательном или бессознательном изменении образа поведения участников, находящихся под длительным контролем.

  4. Экспертная оценка – это оценка исследуемых процессов высоко квалифицированными специалистами экспертами. На практике для проведения экспертных оценок чаще всего применяют дельфи-метод, метод мозговой атаки и метод синектики.

Дельфи-метод – форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течении нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемого процесса (при этом необходимо отбрасывать «крайние» результаты).

Метод мозговой атаки заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. На этой базе возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы.(Например, игра «Знатоки»)

Синектика считается методом с высоким творческим потенциалом. Идея метода заключается в постепенном отчуждении исходной проблемы путем построения аналогий с другими областями знаний. После многоступенчатых аналогий производится быстрый возврат к исходной задаче (разработка и обсуждение рекламы нового товара).

1.4 Инструменты анализа
В ходе обработки и анализа данных маркетингового исследования первым этапом является частотный анализ, т.е. анализ следующих показателей:

1) Среднее (средняя арифметическая величина) – дает обобщающую характеристику совокупности.

2) Дисперсия – величина, равная среднему значению квадрата отклонений отдельных значений признаков от средней.

3) Среднее линейное отклонение – величина, равная среднему значению модуля отклонений отдельных значений признаков от средней.

4) Среднее квадратичное отклонение – величина, равная квадратному корню из дисперсии. Это мера разброса измеренных величин.

5) Коэффициент вариации – отношение среднего квадратичного отклонения к среднему арифметическому.

6) Минимальное значение – это наименьшее значение переменной, встретившееся в массиве данных.

7) максимальное значение – это наибольшее значение переменной, встретившееся в массиве данных.

8) Медиана – значение переменной у той единицы совокупности, которая расположена в середине ранжированного ряда частотного распределения.

9) Верхний квартиль – значение признака, осекающее ¾ часть ряда распределения.

10) Нижний квартиль – значение признака, отсекающее ¼ часть ряда распределения.

11) Мода – наиболее часто встречающееся значение переменной, т.е значение, с которым наиболее вероятно можно встретиться в массиве.

12) Частота – численное значение признака (количество ответов респондентов). Используется для всех видов шкал.

13) Валидный процент – доля численного значения признака от общей численности совокупности. Используется для всех видов шкал.


Вторым этапом обработки и анализа данных маркетингового исследования является описание корреляционных связей между изучаемыми переменными. Корреляция представляет собой меру зависимости переменных. Существует несколько коэффициентов корреляции, указывающие на тесноту связи между исследуемыми переменными. Коэффициенты корреляции изменяются в пределах от +1 до -1. Если коэффициент корреляции равен -1, то переменные имеют строгую отрицательную зависимость (чем выше, тем ниже), если коэффициент корреляции равен +1, то переменные имеют строгую положительную зависимость (чем выше, тем выше). Следует отметить, что если коэффициент равен нулю, то связь между переменными отсутствует.

Проверка выдвинутых исследовательских гипотез производится с помощью различных видов анализов. В следствии проведенного анализа данных, выдвинутая гипотеза подтверждается или отвергается, что в любом случае говорит о полученном результате.



На этом этапе могут использоваться:

Conjoint analysis (совместный анализ) – метод анализа, предназначенный для оценки и сравнения атрибутов продуктов с целью выявления тех из них, которые оказывают наибольшее влияние на покупательские решения. Метод «Conjoint analysis» - лучшая технология для измерения важности того или иного фактора из-за того, что он заставляет респондента думать не о том, что важно, а только о его предпочтении. Достоинством метода является возможность выявить латентные факторы, влияющие на поведение потребителей. С помощью данного метода можно выделить оптимальную комбинацию свойств продукта, оставив продукт в приемлемой ценовой категории.

Кластерный анализ – это совокупность методов, позволяющих классифицировать многомерные наблюдения. Целью кластерного анализа является образование групп схожих между собой объектов, которые принято называть кластерами. При помощи кластерного анализа можно производить сегментацию рынка (например, выделение приоритетных групп потребителей).

Дисперсионный анализ. С помощью дисперсионного анализа исследуют влияние одной или нескольких независимых переменных на одну зависимую переменную или на несколько зависимых переменных. Метод статистического анализа, позволяющий определить достоверность гипотезы о различиях в средних значения на основании сравнения дисперсий (отклонений) распределений (например, можно проверить гипотезу о различиях двух групп потребителей, выделенных при помощи кластеризации). В отличие от корреляционного анализа дисперсионный анализ не дает возможности оценить тесноту связи между переменными.

Регрессионный анализ. Статистический метод установления зависимости между независимыми и зависимыми переменными. Регрессионный анализ на основе построенного уравнения регрессии определяет вклад каждой независимой переменной в изменение изучаемой (прогнозируемой) зависимости переменной величины. В маркетинге часто используется для прогнозирования спроса.

Факторный анализ – выявление факторов оказывающих наибольшее влияние и в результате сокращение второстепенных факторов. Совокупность методов, которые на основе реально существующих связей признаков (или объектов) позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики изучаемых явлений и процессов. Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными, то есть классификации переменных. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных связанных друг с другом. В маркетинге этот метод используется в связи с углублением анализа потребительского поведения, развитием психографики и т.п. задач, в которых необходимо выявление явно не наблюдаемых факторов.



следующая страница >>
Смотрите также:
Конспект лекций Варианты для выполнения контрольной работы Краткое изложение зачетных тем Вопросы к зачету
1202.96kb.
6 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Для выполнения данной контрольной работы необходимо повторить следующие разделы
110.44kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Математика информатика
298.29kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина: философия Специальности
108.77kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина Английский язык
69.69kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина Спецдисциплина по хантыйскому языку
115.55kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина Устное народное творчество хантов
70.7kb.
1 стр.
Методические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной работы. Приведены вопросы для самоконтроля студентов, задания по выполнению домашней контрольной работы, перечень практических заданий
417.2kb.
1 стр.
Цель выполнения контрольной работы и ее
70.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации для выполнения контрольных работ по истории государства и права зарубежных стран
177.43kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины, варианты домашней контрольной работы и указания по ее выполнению для учащихся заочной формы обучения
1410.32kb.
9 стр.
Методические указания по решению контрольной работы Контрольная работа разделу «Социально-экономическая статистика»
153.83kb.
1 стр.