Главная
страница 1
Доклад

об осуществлении государственного земельного надзора и об эффективности такого надзора

Одним из основных нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к использованию земельных участков, является Земельный кодекс Российской Федерации. Анализируя наиболее часто встречающиеся нарушения земельного законодательства на территории Ставропольского края, выявлено, что в основном нарушаются требования ст. 25, 26, 42 Земельного кодекса РФ.

В целях соблюдения требований земельного законодательства в соответствии со статьей 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица Управления рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1, частью 1 статьи 7.2, статьей 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей и самовольной мены земельного участка), статьей 8.8 указанного кодекса.

Основным принципом защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного земельного надзора в Ставропольском крае является соблюдение норм, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон). Законом определены: порядок проведения контрольных мероприятий, права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, меры по защите этих прав и законных интересов, обязанности органов государственного надзора и их должностных лиц при проведении мероприятий, связанных с надзором.

Законом установлена необходимость согласования с органами прокуратуры проведения как плановых, так и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На подсайте Управления в разделе «Государственный земельный контроль (надзор)» размещен план проведения Управлением Росреестра по Ставропольскому краю плановых проверок соблюдения земельного законодательства при использовании земельных участков юридическими лицами на 2012 г., а также нормативно-правовые акты в сфере государственного земельного надзора.

На территории Ставропольского края в 2012 году государственный земельный надзор осуществляли 67 должностных лиц, из них 1 - главный государственный инспектор по использованию и охране земель по Ставропольскому краю, 2 – заместители главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Ставропольскому краю, 3 - государственные инспекторы по использованию и охране земель по Ставропольскому краю, 61 – главные государственные инспекторы городов и районов Ставропольского края (их заместители) и государственные инспекторы городов и районов Ставропольского края по использованию и охране земель.

В центральном аппарате Управления Росреестра по Ставропольскому краю структурным подразделением, к сфере ведения которого отнесено осуществление госземнадзора, является отдел государственного земельного надзора.

Основной функцией государственного земельного надзора на территории Ставропольского края является исполнение предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований земельного административного законодательства в установленной сфере деятельности, а именно, Управление Росреестра по Ставропольскому краю и его территориальные отделы осуществляют надзор за:

- выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

- порядком уступки права пользования землей;

- выполнением требований земельного законодательства по использованию земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием и выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- выполнением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

- исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

- выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок исполнения функции государственного земельного надзора:

- Земельный Кодекс Российской Федерации;

- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;

- Положение о государственном земельном контроле, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 года № 689;

- Административный регламент Росреестра при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Министерства экономического развития РФ от 30.06.2011 № 318;

- Письмо Роснедвижимости от 05.12.2006 №ММ/0938 «О применении Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689»;

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

- Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Управлением Росреестра по Ставропольскому краю заключено соглашение с администрацией города Ставрополя о взаимодействии при осуществлении государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля. В целях заключения аналогичных соглашений с муниципальными образованиями на территории Ставропольского края, образец данного соглашения направлен в территориальные отделы Управления.

Предметом соглашения является организация взаимодействия органов государственного земельного контроля (надзора) с органами муниципального контроля, оказание методической помощи органам местного самоуправления в организации муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования, проведение совместных проверок по выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства, своевременное предоставление информации, предусмотренной законодательством РФ.

Кроме этого, в Управление из Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю поступило 55 материалов проверок, по результатам которых в отношении 48 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возбуждены дела об административных правонарушениях.

За отчетный период в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей всего проведено проверок соблюдения земельного законодательства – 1280, из которых плановых – 630.






Количество проведенных проверок в отношении юр.л. и индивидуальных предпринимателей, в динамике по полугодиям

Количество проведенных плановых проверок в отношении юр.л. и индивидуальных предпринимателей, в динамике по полугодиям

1-е полугодие 2012 г.

547

254

2-е полугодие 2012 г.

733

376

По результатам таких проверок в 2012 г. в действиях 456 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было выявлено 785 нарушений земельного законодательства.




Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в действиях которых выявлены нарушения земельного законодательства, в динамике по полугодиям

Количество выявленных нарушений земельного законодательства в действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в динамике по полугодиям

1-е полугодие 2012 г.

198

248

2-е полугодие 2012 г.

258

537

В 2012 г. возбуждено 493 дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых наложено штрафов на сумму 1540 тыс.р. В отчетном периоде сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 1238 тыс.р.




Количество возбужденных дел об административном правонарушении, в динамике по полугодиям

Наложено штрафов, тыс.р., в динамике по полугодиям

Взыскано штрафов, тыс.р., в динамике по полугодиям

1-е полугодие 2012 г.

173

644

414

2-е полугодие 2012 г.

320

896

824

Для участия в проведении проверок эксперты и экспертные организации не привлекались, в виду отсутствия в Управлении аккредитованных экспертов и экспертных организаций.

В рамках мероприятий по государственному земельному надзору выявлены случаи причинения вреда растениям юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются надзорные мероприятия.

В 2012 г. Управлением Росреестра по Ставропольскому краю было оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства – 493.






Оформлено и передано на рассмотрение материалов по нарушениям земельного законодательства, в динамике по полугодиям

1-е полугодие 2012 г.

173

2-е полугодие 2012 г.

320

В 2012 г. количество вынесенных предписаний по устранению нарушений земельного законодательства составляет – 785.




Вынесено предписаний по устранению нарушений земельного законодательства, в динамике по полугодиям

1-е полугодие 2012 г.

248

2-е полугодие 2012 г.

537

За отчетный период вынесено государственными инспекторами по использованию и охране земель предупреждений о возможном прекращении прав на землю – 7. Исполнено одно предупреждение о возможном прекращении прав на землю во 2 полугодии 2012 г.




Вынесено предупреждений о возможном прекращении прав на землю, в динамике по полугодиям

1-е полугодие 2012 г.

4

2-е полугодие 2012 г.

3

В 2012 г. вынесено 8 представлений об устранении причин и условий совершения правонарушений. Все представления были вынесены в 1 полугодии 2012 г. Исполнено 7 представлений об устранении причин и условий совершения правонарушения.




Количество исполненных представлений об устранении причин и условий совершения правонарушения, в динамике по полугодиям

1-е полугодие 2012 г.

5

2-е полугодие 2012 г.

2

В отношении 456 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возбуждены дела об административных правонарушениях.




Количество лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях, в динамике по полугодиям

1-е полугодие 2012 г.

198

2-е полугодие 2012 г.

258

В 2012 г. устранено нарушений земельного законодательства всего – 497, на площади 57157,365 га.




Устранено нарушений земельного законодательства, в динамике по полугодиям

Устранено нарушений земельного законодательства на площади, в динамике по полугодиям

1-е полугодие 2012 г.

212

38029,33 га

2-е полугодие 2012 г.

285

19128,035 га

Прекращено прав на землю: количество – 0; площадь – 0.

Государственными инспекторами по использованию и охране земель проведены консультации граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по телефону «горячей линии» на темы: «Исполнение предписаний об устранении нарушения земельного законодательства» «Порядок переоформления юридическими лицами постоянного (бессрочного) пользования земельными участками», «Порядок привлечения к административной ответственности в рамках государственного земельного надзора за самовольное занятие земельного участка» и др. Также с целью предотвращения нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в средствах массовой информации в 2012 г. размещено 46 публикации по линии государственного земельного надзора.

В часы приема государственными инспекторами по использованию и охране земель проводится консультирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области земельного законодательства. На информационных стендах Управления размещена информация о порядке проведения проверок соблюдения земельного законодательства, о графике приема граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственными инспекторами по использованию и охране земель. На официальных сайтах администраций муниципальных районов размещается информация о мероприятиях, проводимых отделами в сфере осуществления государственного земельного надзора. На подсайте Управления Росреестра по Ставропольскому краю в разделе «Государственный земельный контроль (надзор)» размещен План проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель принимают участие в заседаниях комиссий по земельным вопросам при администрациях муниципальных образований.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю привлечено в качестве заинтересованного лица по 29 делам по вопросам осуществления государственного земельного надзора.

Действия Управления по государственному земельному надзору юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оспаривались по 27 делам.

Рассмотрено и вступили в законную силу 19 судебных актов, из которых:

- вступившие в силу решения суда, вынесенные в пользу Управления - 6,

- вступившие в силу решения суда, вынесенных не в пользу Управления - 12,

- вступившие в силу решения суда, удовлетворенные частично – 1.

Производство по 2 делам прекращено.

Причинами обращения заявителей в суд по вопросу государственного земельного надзора, по мнению заявителей, являются незаконность действий по привлечению к административной ответственности по ст.ст.7.1, 8.8 Кодекса об административным правонарушениях Российской Федерации.

Основаниями для удовлетворения требований заявителя является то, что в отношении спорного земельного участка имеются противоречивые сведения относительно его разрешенного целевого использования, суд находит недоказанной материалами дела вину нарушителей в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также имеются допущенные административным органом процессуальные нарушения. Нарушение носит существенный характер, поскольку не обеспечивает лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные ст. 25.4 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так как административный орган не располагал неоспоримыми и безусловными доказательствами уведомления субъекта административного правонарушения, и тем самым привлекаемое к административной ответственности лицо лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку не могло возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, суды пришли к выводу о незаконности действий Управления о привлечении юридического лица к административной ответственности.

Для анализа и оценки эффективности государственного земельного надзора используются следующие показатели за 2012г.:

- выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок составляет 86% (в 1 полугодии 2012 г. 119%).

- доля заявлений органов государственного земельного надзора Управления Росреестра, направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых проверок, в согласовании которых было отказано составляет 0%.

- доля проверок, по итогам которых результаты признаны недействительными составляет 0%.

- доля проверок, проведенных органами государственного земельного надзора Управления Росреестра, с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Управления Росреестра, уполномоченным на проведение государственного земельного надзора, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания составляет 0%.

- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки соблюдения земельного законодательства (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному земельному надзору) составляет 0%.

- среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя 1 (в 1 полугодии 2012 г. - 1).

- доля проведенных внеплановых проверок составляет 56% (в 1 полугодии 2012 г. 44%).

- доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок) составляет 45% (в 1 полугодии 2012 г. 48%).

- доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда составляет 0%.

- доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений составляет 0 %.

- доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения (в процентах от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) составляет 53 % (в 1 полугодии 2012 г. 42%).

- доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения) составляет 73% (в 1 полугодии 2012 г. 75%).

- доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания составляет в процентах от общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях составляет 88% (в 1 полугодии 2012 г. - 83%)

- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляет 0%.

- доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,( в процентах от общего числа проверенных лиц) составляет 0%.

- в 1 полугодии 2012 г. выявлено 2 случая причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда растениям.

- доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний составляет 33% (в 1 полугодии 2012 г. 30%).

Показатели эффективности деятельности Управления в 2012 году по линии государственного земельного надзора, утвержденные приказом Росреестра от 06.07.2010 № П/344 «О показателях деятельности территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению государственной функции по государственному земельному контролю» составляют:

- выполняемость планов проверок соблюдения земельного законодательства 97,8%, (в 2011 году - 96%);

- состояние законности на земельных участках, включенных в ежегодный план проверок 71,4%, (в 2011 году – 63%);

- исполняемость вынесенных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства 99,4%; (в 2011 году – 91,5%);

- полнота взыскания административных штрафов 89,1%, (в 2011 году – 84,3%).

К положительным результатам работы Управления Росреестра по Ставропольскому краю в части осуществления государственной функции по государственному земельному надзору за 2012 год следует отнести увеличение всех основных показателей деятельности по линии государственного земельного надзора.

Также проведена большая работа по взысканию суммы сложившейся задолженности по неоплаченным административным штрафам, срок для добровольной оплаты которой истек.

Государственными инспекторами по использованию и охране земель принимается участие в мероприятиях прокурорского надзора, осуществляемых должностными лицами органов прокуратуры, по фактам нарушения требований земельного законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В рамках контроля за взысканием административных штрафов, наложенных по постановлениям главных государственных инспекторов по использованию и охране земель и их заместителей, постановлениям мировых судей по протоколам, составленным государственными инспекторами по использованию и охране земель, Управлением осуществляется тесное информационное взаимодействие с должностными лицами Управления Федеральной службы судебных приставов.

Основными планируемыми показателями, свидетельствующими об эффективности осуществления государственного земельного надзора, являются:



- выявляемость нарушений при проведении плановых проверок – не ниже 60%.


Смотрите также:
Доклад об осуществлении государственного земельного надзора и об эффективности такого надзора
162.8kb.
1 стр.
Доклад об осуществлении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан лицензионного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора) за 2011 год
201.7kb.
1 стр.
ДокладЫ об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности
5536.44kb.
30 стр.
Аналитическая записка по вопросам государственного земельного надзора за 2012 год
53.6kb.
1 стр.
Доклад об осуществлении государственного земельного контроля и эффективности такого контроля Управлением Росреестра по Республике Коми в 201
162.67kb.
1 стр.
Докла д об осуществлении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия государственного контроля (надзора) в установленных сферах деятельности и об эффективности такого контроля
895.08kb.
3 стр.
Управление народно хозяйственным комплексом кадуйского муниципального района
171.25kb.
1 стр.
Информация об осуществлении государственного земельного контроля на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2012 году
37.45kb.
1 стр.
Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения и социального развития
2195.11kb.
14 стр.
Доклад об осуществлении государственного контроля
301.7kb.
1 стр.
Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
3056.31kb.
18 стр.
Пояснительная записка к отчету об осуществлении государственного контроля (надзора )
15.68kb.
1 стр.