Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 30

г.о.Орехово-Зуево Московской области


ПРОГРАММА
дополнительного образования

по патриотическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста
«Наш дом - Россия»

Разработала

воспитатель

1 квалификационной категории

Галяутдинова Е.Г.


2010г.

Пояснительная записка

«Патриотизм- это твоё и моё, личное, родовое,

историческое чувство, это наше достояние и

ответственность. И оно способно, если о нём

не забывать, благотворно действовать и в

повседневной жизни, способно строить твоё сознание,

твоё мировоззрение, твои поступки и всю жизнь».

Б. Шергин.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Поэтому одним из центральных направлений в работе с детьми становится патриотическое воспитание. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов

Программа «Наш дом-Россия»- это попытка движения от воспитания любви к близким людям, природе, городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Основным направлением программы является обеспечение правильного подхода к патриотическому воспитанию детей с учётом их возможностей, уважения их интересов и любых индивидуально - творческих проявлений.

Программа «Наш дом - Россия» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и рассчитана на два года. В ней нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями нашей страны, родного города, жизнью и бытом русского народа, природой родного края. Занятия проводятся 4 раза в месяц, длительностью в старшей группе 25-30 минут, в подготовительной группе 30-35 минут.

Основой составления программы является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Также использованы такие учебно-методические пособия, как: О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М.Б.Зацепина «Дни воинской славы», И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»,А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», С.Р.Николаева, И.Б.Катышева и др. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту».
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:

-формировать чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине;


-формировать бережное отношение к природе, ко всему живому;
-развивать интерес к русским традициям и промыслам;
-формировать представление о России, как о родной стране, о Москве – как о столице

России;


-воспитывать гражданско–патриотические чувства через изучение государственной символики России;
-воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
-принцип историзма

Сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего;

-принцип доступности

Соотнесение содержания, характера объёма учебного материала уровню развития, подготовленности детей;

-принцип личностно-ориентированного общения

Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека,

партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;

-принцип непрерывности

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;

-принцип наглядности

Широкое представление наглядности, соответствующей изучаемому материалу: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников и т.д.;

-принцип последовательности

Предполагает планирование познавательного изучаемого материала последовательно( от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;

-принцип занимательности

Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.


Весь материал систематизирован и представлен в виде тематических блоков.

Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.


Блок «МОЯ СЕМЬЯ»

Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые оно осознаёт себя человеком- членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта тема актуальна, так как, нередко в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Блок «МОЙ ГОРОД»

Дети получают сведения о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь,

почта, аптека, рассказать об их назначении. Детям объясняют, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их родной город – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных, рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит своих героев, защитивших её от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие праздники (профессиональные и общественные).

Блок «СТРАНА, ЕЁ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА»


Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу и гимну России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины- Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско - патриотических чувств: любовь и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Блок «РОДНАЯ ПРИРОДА»
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о России, её реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.

Блок «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ»


На занятиях этого блока дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно- прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость,

гармонию жизни.


Блок «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»


На занятиях по этому блоку детям рассказывают о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, Знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах;

со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи( прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.


Ожидаемые результаты
- наличие у детей знаний об истории своей родной страны, её природных богатствах, социально-экономической значимости;

- возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, поговорок, потешек, закличек);

- воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.


Учебный план занятий

с детьми старшей группы

(1 занятие в неделю, 36 занятий в год)


Название блока

Количество занятий

«МОЯ СЕМЬЯ»

7

«МОЙ ГОРОД»

4

«СТРАНА, ЕЁ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА»

5

«РОДНАЯ ПРИРОДА»

7

«КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ»

8

«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

5


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дополнительного образования по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
449kb.
4 стр.
Актуальность программы. Обучение по программам в системе дополнительного образования является актуальным
349.37kb.
1 стр.
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
3429.96kb.
20 стр.
Рабочая учебная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры Урала
149.67kb.
1 стр.
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Возрождение" предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста
193.94kb.
1 стр.
Исследование по выявлению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности
713.71kb.
3 стр.
«Сударыня Масленица» для детей старшей группы
53.78kb.
1 стр.
Программа обучения «учись говорить правильно»
337.4kb.
1 стр.
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Живая природа
72.18kb.
1 стр.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста
2657.94kb.
13 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
76.48kb.
1 стр.
Программа обучения английскому языку для детей 5-7 лет
138.9kb.
1 стр.