Главная
страница 1
Образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

г. Сызрани Самарской области




Программа курса
«Информационные и коммуникационные технологии»

Для 10 — 11 классов


(136 часов)
Составители: Бородина Т.А.

Полякова О.И.

Новопольцев А.Г.

г. Сызрань

2006 г.
Пояснительная записка
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Основой для ее формирования является образовательная область «Информатика и информационные технологии», общероссийские тенденции, развития которой соответствуют мировым. Сформировать информационно-коммуникативная компетентность у учащихся позволяет программа курса «Информационные и коммуникационные технологии».

Программа курса «Информационные и коммуникационные технологии» базируется на современных представлениях об информационных технологиях, составлена на основе программы Н. Д. Угриновича «Информационные и коммуникационные технологии» (Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1 — 11 классы. — М.: «Просвещение», 2002) и программы по информатике Н. В. Макаровой (Макарова Н. В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция. СПб.: Питер, 2003).

Программа курса «Информационные и коммуникационные технологии», соответствует «Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по информатике», разработанному А. А. Кузнецовым, А. Л. Семеновым, А. Ю. Уваровым и утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации № 56 от 30 июня 1999 года.

Требования к оценке знаний и умений учащихся определяются в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Стандартом по основным содержательным линиям курса, а также из экзаменационных вопросов, опубликованных в журнале «Информатика и образование» № 8 2003 г.

Курс «Информационные и коммуникационные технологии» изучается совместно с курсом «Основы информатики и вычислительной техники». Это позволяет продолжить начатое базовым курсом информатики изучение учащимися основных содержательных линий предмета и углубить знания по следующим образовательным линиям:


  • Информационные технологии — технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии.

  • Компьютерные коммуникации — информационные ресурсы глобальных сетей; организация и информационные услуги сети Интернет.

Совместное изучение двух курсов вооружает учащихся навыками, которые могут и должны быть использованы ими при изучении различных предметов.

Изучение ключевых тем курса завершается созданием учащимися творческих проектов. Применение проектного метода способствует формированию учащихся коммуникативной компетенции, умению сотрудничать; развивает критическое и аналитическое мышление, умение искать пути решения поставленной задачи; развивает у учащихся исследовательские умения, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать.

Основная задача данного курса — получение учащимися прочных основ знаний о работе на персональном компьютере как универсальном средстве обработки информации; воспитании в них пользовательской культуры; осознание роли грамотного пользователя в современном обществе.

Курс рассчитан на 136 часов: по 68 часов в 10 и 11 классах.


Цели и задачи курса

«Информационные и коммуникационные технологии»
Введение в информационные технологии
Учащиеся должны знать:

  • отличие информационной технологии от материальной;

  • отличие информационной технологии от информационной системы;

  • историю развития информационной технологии;

  • назначение и структуру графического интерфейса.



Операционная система Windows



Учащиеся должны уметь:

  • просматривать информацию о параметрах папки и файла;

  • выполнять различными способами стандартные действия с папками и файлами;

  • работать в программе Проводник;

  • выполнять стандартные действия с окнами;

  • изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;

  • осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;

  • устанавливать различные типы драйверов;

  • выполнять инсталляцию и реанимацию операционной системы;

  • выполнять настройку устройств, системных служб, драйверов, дополнительных программ.



Технология обработки графической информации



Учащиеся должны знать:

  • возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

  • особенности растровой и векторной графики;

  • основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;

  • технологию создания и редактирования графических объектов.


Учащиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать любой графический объект;

  • осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.



Технология обработки текстовой информации



Учащиеся должны знать:

  • основные объекты текстовых документов и их параметры;

  • технологию создания и редактирования текстового документа;

  • технологию копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;

  • технологию форматирования текста.


Учащиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать текстовый документ;

  • владеть операциями редактирования текста;

  • владеть операциями форматирования текста;

  • подготавливать текст к печати.



Технология обработки электронных таблиц



Учащиеся должны знать:

  • назначение табличного процессора, его команд и режимов;

  • объекты электронной таблицы и их характеристики;

  • технологию создания, редактирования и форматирования табличного документа;

  • правила записи, использования и копирования формулы, функции.


Учащиеся должны уметь:

  • создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее данными;

  • редактировать любой фрагмент электронной таблицы;

  • записывать формулы и использовать в них функции.



Компьютерные презентации



Учащиеся должны знать:

  • назначение и функциональные возможности Power Point;

  • объекты и инструменты Power Point;

  • технологию настройки Power Point;

  • объекты, из которых состоит презентация;

  • этапы создания презентации;

  • технологию работы с каждым объектом презентации.


Учащиеся должны уметь:

  • создать слайд;

  • изменить настройки слайда;

  • создать анимацию текста, изображения;

  • вставить в презентацию звук и видеоклип;

  • настроить анимацию клипа;

  • создавать управляющие кнопки;

  • создавать презентацию из нескольких слайдов;

  • пользоваться Сортировщиком слайдов.



Компьютерные сети и сетевые технологии



Учащиеся должны знать:

  • понятия компьютерная сеть, локальная сеть, глобальная компьютерная сеть;

  • топология локальной сети, сервер;

  • протокол передачи данных, IP-адрес компьютера;

  • чат, электронная коммерция;

  • понятие мультимедиа-технология;

  • назначение и роль Интернета в развитии общества;

  • назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;

  • понятие домена и правило образования адреса в Интернете;

  • представление об электронной почте и правиле формирования адреса.


Учащиеся должны уметь:

  • работать в браузере;

  • сформировать адрес в сети;

  • искать информацию по известным адресам с помощью поисковых систем;

  • пользоваться электронной почтой, производя все необходимые операции с сообщением.



Создание проекта на основе ранее изученных навыков



Учащиеся должны знать:

  • этапы создания мультимедийного продукта;

  • технологию работы в различных программных средах.


Учащиеся должны уметь:

  • выбирать тему проекта и описывать проблему;

  • составлять план работы над проектом;

  • подбирать и систематизировать материал в соответствии с выбранной темой проекта;

  • подбирать программный инструментарий для создания проекта;

  • создать проект, используя освоенные в курсе программные среды и технологию работы в них;

  • защитить проект.



Технология обработки звуковых файлов



Учащиеся должны знать:

  • назначение звукового редактора, его команд и режимов;

  • понятие звуковой файл, его типы и форматы;

  • понятия звуковая дорожка и звуковые эффекты;

  • технологию создания и редактирования звуковых файлов.


Учащиеся должны уметь:

  • создавать и редактировать звуковые файлы, используя различные звуковые эффекты.


Технология обработки файлов видео



Учащиеся должны знать:

  • назначение видео редактора, его команд и режимов;

  • понятия видео файл и монтаж видео файлов;

  • технологию создания видео файлов.


Учащиеся должны уметь:

  • создавать видео файлы;

  • использовать видео монтаж при создании видео файлов.



Специализированное программное обеспечение



Учащиеся должны знать:

  • понятие специализированного программного обеспечения и его виды;

  • основных аспектов применения на практике специализированного программного обеспечения.



Базы данных



Учащиеся должны знать:

  • основные понятия базы данных;

  • понятие СУБД;

  • виды моделей баз данных и их отличительные особенности;

  • типы данных, используемы в базах данных;

  • этапы и технологию создания баз данных.


Учащиеся должны уметь:

  • представлять базу данных в виде таблицы;

  • последовательность этапов при создании базы данных;

  • задачи, решаемые на каждом этапе;

  • производить анализ объекта, для которого создается база данных;

  • создавать структуру базы данных;

  • создавать форму;

  • вводить данные;

  • сортировать данные;

  • отбирать данные с помощью фильтра;

  • создавать кнопки в форме.



Основные понятия делопроизводства



Учащиеся должны знать:

  • назначение делопроизводства и его основные задачи;

  • классификацию документов;

  • понятие стандарта;

  • форматы бумаги и поле в документах;

  • структурную типовую организацию;

  • понятие информационного потока и роль в нем документа;

  • понятие бланка и реквизита;

  • обязательные реквизиты на бланке;

  • схему расположения реквизитов на бланке;

  • типы бланков;

  • технологию создания бланков;

  • понятие шаблона, формы, трафаретного письма;

  • технологию создания формы.


Учащиеся должны уметь:

  • правильно располагать реквизиты при форматировании бланка;

  • создавать различные типы бланков;

  • использовать при создании документов шаблоны;

  • создавать шаблоны;

  • создавать документы при помощи Мастера;

  • использовать стандартные фразы делового письма;

  • составить письмо в деловом стиле.


Создание Web-cайтов
Учащиеся должны знать:

  • понятия гипертекст, web-сайт, web-страница;

  • назначение языка HTML;

  • основные теги;

  • технологию оформления web-документов.


Учащиеся должны уметь:

  • работать в среде редактора HTML Writer;

  • включать графическую иллюстрацию в web-документов;

  • помещать гиперссылку в web-документ;

  • выбирать тему проекта и описывать проблему;

  • составлять план работы над проектом;

  • подбирать и систематизировать материал в соответствии с выбранной темой проекта;

  • подбирать программный инструментарий для создания проекта;

  • создать проект, используя освоенные в курсе программные среды и технологию работы в них;

  • защитить проект.


Программа курса

«Информационные и коммуникационные технологии»

10 — 11 класс, 136 часов

1. Введение в информационные технологии (2 часа)
Понятие информационная технология. Обзор сферы информационных технологий. Современные операционные системы.

2. Операционная система Windows (8 часов)

Особенности графического интерфейса. Объекты и их свойства. Работа с файлами и папками. Драйверы устройств. Справочная система Windows. Установка Windows. Настройка Windows.



3. Технология обработки графической информации (7 часов)


Растровая и векторная графика. Графические редакторы: назначение, виды редакторов, основные функции. Графический редактор МS Paint. Графический редактор Adobe Photoshop. Создание графических файлов в среде МS Paint и Adobe Photoshop.


4. Технология обработки текстовой информации ( 6 часов)
Текстовые редакторы: назначение, основные функции. Текстовый редактор «Блокнот»: возможности, особенности интерфейса. Текстовый редактор Microsoft Word: ввод, редактирование и форматирование текста, таблицы, заголовки и изображения в тексте.

5. Технология обработки электронных таблиц (3 часа)

Редактор электронных таблиц: назначение и основные функции. Редактор электронных таблиц Microsoft Excel: возможности, особенности интерфейса, ячейка, столбец, строка, абсолютная и относительная адресация ячеек, формулы, функции.



6. Компьютерные презентации (8 часов)

Компьютерные презентации: понятие, область применения, виды. Средство разработки компьютерных презентаций Microsoft PowerPoint: возможности Microsoft PowerPoint, особенности интерфейса Использование анимации при разработке презентаций в среде Microsoft PowerPoint. Создание компьютерной презентации в среде Microsoft PowerPoint.



7. Компьютерные сети и сетевые технологии (21 час)

Компьютерные сети: понятие, назначение, виды сетей. Принципы передачи информации в компьютерных сетях. Протокол передачи данных ТСР/IP. IP-адресация.

Локальная вычислительная сеть (ЛВС): топология сети, сервер. Виды соединения компьютеров в локальную сеть: прямое кабельное соединение, его свойства, соединение посредством сетевого концентратора (коммутатора), его свойства, сетевая карта, концентратор.

Глобальная компьютерная сеть Интернет: понятие, её возможности, история развитие глобальной компьютерной сети, адресация в Интернете. Браузер Internet Explorer: понятие, его свойства, функции, возможности, особенности графического интерфейса, настройка браузера. Поиск информации в Интернете: поисковые сервера, системы поиска информации в Интернете, виды подключений к Интернету. Общение в Интернете в реальном времени. Мультимедиа-технологии в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Электронная почта: понятие функции, особенности. Применение. Настройка почтовой программы Outlook Express: понятие учетной записи, сервер входящих сообщений (POP3), сервер исходящих сообщений (SMTP).

8. Создание проекта на основе ранее изученных навыков (11 часов)

Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта. Составление графика работы над проектом. Выбор программного обеспечения для выполнения проекта. Подбор, анализ и систематизация литературных и других источников. Создание проекта. Доработка и защита проекта.



9. Технология обработки звуковых файлов (6 часов)

Понятие звукового файла. Его свойства. Применение. Типы и форматы звуковых файлов. Звуковые редакторы: назначение, основные функции, звуковая дорожка. Звуковой редактор Sonic Foundry Sound Forge: технология создания и редактирования звуковых файлов.



10. Технология обработки файлов видео (6 часов)

Понятие видео-файла. Его особенности. Применение. Виды программ для работы с видео-файлами. Редактор видео Windows Movie Maker: назначение, основные функции, технология создания и редактирования видео-файлов.



11. Специализированное программное обеспечение (4 часа)

Специализированное программное обеспечение: понятие, виды, особенности. Основные аспекты применения на практике специализированного программного обеспечения.



12. Базы данных (17 часов)

Базы данных: понятие, применение, свойства, виды. Система управления базами данных Access: понятие, основные функции, структура. Ввод и редактирование записей. Поиск и сортировка данных. Реляционные базы данных. Однотабличные и многотабличные базы данных. Связывание таблиц. Создание реляционной базы данных.



13. Основные понятия делопроизводства (11 часов)

Делопроизводство с использованием компьютера: понятие, особенности, перспективы развития. Информационные потоки в организации. Технология работы с бланками организации. Технология работы с трафаретными письмами. Создание документов с помощью Мастера. Стиль делового письма.


14. Создание Web-cайтов (24 часа)
Гипертекст: понятие, назначение, практическое применение. HTML-формат: понятие, назначение, возможности. Web-сайты и Web-страницы: понятие, функции и назначение.

HTML: возможности, разметка, теги , , <body>, открывающий и закрывающий тег, теги форматирования текста, теги для размещения графики на Web-страницах, виды списков, теги списков, виды гиперссылок, теги гиперссылок, виды таблиц. теги таблиц, использование форм и фреймов, теги форм и фреймов. Создание Web-сайта.</p> <br /> <br /><h4>Литература</h4> <br /> <br /> <br /><ol> <li> <br />Задачник-практикум. /Под ред. У. Л. Хеннера, И. Г. Семакина.— М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. <br /><li> <br />Макарова Н. В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция. — СПб.: Питер, 2003. <br /><li> <br />Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2002. <br /><li> <br />Программы образовательных учреждений. Информатика. — М.: Просвещение, 2002. <br /><li> <br />Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10 — 11 кл. — М.: БИНОМ, 2001. <br /><li> <br />Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ, 2001. <br /><li> <br />Угринович Н. Д. Компьютерный практикум: Электронный учебник на CD-ROM. — М.: БИНОМ, 2001. <br /><li> <br />Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособия для учителей. — М.: БИНОМ, 2001. <br /><li> <br />Шафрин Ю. А. Информационные технологии. Ч. 1-2. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. <br /></ol> <br />10.Шафрин Ю. А., Горячев А. В. Практикум по информационным технологиям. — М.: Лаборатория базовых Знаний, 1999.</body>



Смотрите также:
Программа по информатике. Системно-информационная концепция. Спб.: Питер, 2003. Программа курса «Информационные и коммуникационные технологии»
146.62kb.
1 стр.
Программа «информатика и икт (информационные и коммуникационные технологии)»
301.66kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии в лингвистических исследованиях Пенза 2007 Программа курса «Информационные технологии в лингвистических исследованиях»
242.75kb.
1 стр.
Программа Международной летней научной школы Краткая биография приглашенных профессоров Астана, 2013г
244.01kb.
1 стр.
Vii международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве»
34.17kb.
1 стр.
Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
7074.84kb.
37 стр.
Концепция развития российского математического образования
937.21kb.
14 стр.
Программа дисциплины «Информационные технологии в рекламе»
355.87kb.
3 стр.
Программа «Информационные технологии в физико-математическом образовании»
47.39kb.
1 стр.
Информационные лазерные технологии
1480.14kb.
10 стр.
Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
264.73kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Сетевые коммуникационные технологии»
137.73kb.
1 стр.