Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Естественных наук

Кафедра «Химии»




Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

Решение задач по химии повышенной сложности

Направление



020100.62 Химия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

очная

Сыктывкар 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра химии



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины Решение задач по химии повышенной сложности

Направление

020100.62 Химия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

очная

Блок дисциплин Б2 В3

Семестр 8

Всего учебных занятий – 112 часов, 3 зачетные единицы.

В том числе:

Аудиторных – 52 часа, 1,5 зачетные единицы, из них:

Лекций – 16 часов, 0,5 зачетных единиц.

Практических – 36 часов, 1 зачетная единица.

Самостоятельных – 54 часа; 1,5 зачетные единицы.

Занятия, проводимые в интерактивной и активной форме – 32 часа.

Контроль самостоятельной работы – 6 час.

Текущий контроль – контрольная работа


Промежуточный контроль – зачет

Сыктывкар 2012



Лист согласования и утверждения рабочей программы и УМК дисциплины
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана по направлению 020100.62 «Химия»
Составитель УМК

К.х.н.. _____________ В.В.Сталюгин


Рецензенты:
Должность, звание, ФИО ___________________

Должность, звание, ФИО ___________________

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры химии

Протокол заседания № 1 от 31 августа 2012 г.


Заведующий кафедрой

к.х.н. _________ О.А. Залевская




  1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Решение задач по химии повышенной сложности»предназначен для студентов-химиков. По сути, он представляет собой практикум по решению расчетных задач повышенной сложности – в основном это задачи химических олимпиад школьников различного уровня и задачи, предлагавшиеся на письменных вступительных экзаменах в МГУ, СПбГУ, НГУ и медицинские вузы.

Лекционный материал включает в себя краткое изложение необходимых теоретических положений, а так же методические вопросы и схемы проведения стехиометрических расчетов.

По своей тематике все задачи (два сборника по 100 задач) могут быть условно распределены по разделам: стехиометрия и стехиометрические расчеты по химическим формулам, схемам и уравнениям реакций, растворы и реакции в растворах, газовые законы и реакции с участием газов, химическое равновесие и кинетика, электролиз.

Задачи повышенной сложности включают в себя различные сочетания теоретического материала, часто имеют оригинальную и необычную постановку вопроса, где поиски ответа требуют умения связывать воедино отдельные химические и физические явления и факты. Решение нестандартных задач творческого характера требует как глубоких и прочных знаний фактического материала, так и химической интуиции, логического мышления, общей эрудиции, устойчивых математических навыков составления и решения систем алгебраических уравнений.

Часть предлагаемых задач выходит за рамки существующей традиционной школьной программы по химии и включает простейший материал по общей химии, находящийся на стыке школы и вуза. Тем не менее, такие задачи стали достаточно часто появляться как на олимпиадах, так и на вступительных экзаменах в вузы химического и медицинского профиля (расчет тепловых эффектов реакций по закону Гесса, использование констант равновесия при расчете равновесного состава смеси, произведение растворимости, расчет равновесий в растворах электролитов и рН, кинетика реакций I порядка и использование уравнения Аррениуса для расчета энергии активации и температурной зависимости константы скорости).

По характеру формулировок среди задач сборников можно выделить группу традиционных, стандартных задач, где количество содержащейся в них информации достаточно для получения однозначного ответа. Как правило, они имеют в той или иной мере разработанный методикой алгоритм решения и их сложность часто связана с громоздкостью вычислений. Часть задач содержит в своем условии некую «химическую изюминку», распознав которую можно свести их решение к стандартным приемам. В некоторых задачах изначально заложен недостаток информации и их решение включает обязательный этап поиска физически разумного результата путем перебора возможных значений той или иной физической величины. Что касается нестандартных задач, то они не могут быть решены по готовой методике и требуют более высокого уровня мыслительной деятельности – общей эрудиции, химической интуиции, а часто озарения и удачи, которые, конечно, не приходят просто так.

Будущий химик-преподаватель, пожелавший подготовить своего ученика для участия в химической олимпиаде любого уровня, обязательно столкнется с задачами всех указанных выше типов и здесь важно иметь некие начальные ориентиры, определенный опыт и тренаж в решении подобных задач. Предлагаемые сборники призваны в некоторой степени решить указанную проблему и составлены в помощь студентам-химикам при проведении факультативных занятий во время педагогической практики, задачи предназначены для отработки того или иного приема решения, служат расширению кругозора и приобретению необходимых вычислительных навыков. С другой стороны, письменный характер оформления решения задач на олимпиадах и на части вступительных экзаменов по химии требует четкости в обосновании тех или иных вычислительных приемов, умения логично выстроить решение, грамотно его записать. При проведении семинарских занятий этой проблеме уделяется пристальное внимание, широко используются алгебраические методы решения задач.

В результате освоения дисциплины



Студент должен знать: химическую и физическую сущность процессов.

Студент должен уметь: применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных.

Студент должен владеть: основами теории фундаментальных разделов химии.

Самостоятельная работа студента включает: ведение конспектов лекций, чтение рекомендованной литературы, научных журналов, усвоение теоретического материала дисциплины; подготовка к лабораторным занятиям; оформление результатов лабораторных работ, работа с Интернет-источниками; подготовка к сдаче зачета.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Решение задач по химии повышенной сложности» является дисциплиной блока Б2 В3 МЕН. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Решение задач по химии повышенной сложности» составлен в соответствии с разделом ЕН.Ф.04 Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по направлению: 020100 Химия.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Решение задач по химии повышенной сложности

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Владеет способностью применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных (ПК-3).

Владеет методами отбора материала для теоретических занятий и лабораторных работ (ПК-11);


  1. Структура и содержание дисциплины (модуля) Решение задач по химии повышенной сложности

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 112 часов.




№ п/п

Раздел

дисциплины



Семестр

Неделя

семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации



1

Решение задач по химии повышенной сложности

8

18

Л-16

ПЗ 36

С-54

зачет



Календарно-тематический план

дисциплины «Решение задач по химии повышенной сложности»






Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинары

1.

Основные понятия стехиометрии: атом, молекула, формульная частица; относительная атомная и молекулярная массы; количество вещества, моль, постоянная Авогадро; молярная масса и молярный объем вещества.

Ядерные реакции, дефект массы, расчет энергии ядерных реакций.

Решение задач.




12

6

2

4

6

2

Методика проведения расчетов по химическим формулам веществ и их определение по результатам химического элементного анализа веществ.

Решение задач



12

6

2

4

6

3

Закон сохранения количества (массы) атомов каждого вида в ходе реакции.

Методика проведения расчетов по схемам необратимых химических реакций.

Решения задач.


12

6

2

4

6

4

Уравнение химической реакции и физический смысл стехиометрических коэффициентов. Методика проведения расчетов по уравнениям реакций, основное расчетное уравнение, выбор опорного вещества (задачи на избыток и недостаток). Расчеты по цепочкам уравнений. Определение качественного и количественного состава смесей. Термохимические расчеты.

Решение задач.



18

8

2

6

10

5

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона) и следствия из него – закон Авогадро, молярный объем газа, плотность газа и относительная плотность газом. Смеси газов, мольная и объемная доля компонента смеси, законы Дальтона и Амага, расчет средней молярной массы смеси газов.

Решение задач.



12

6

2

4

6

6

Растворы, способы задания состава раствора и взаимосвязь между ними. Методика проведения расчетов при составлении, разбавлении и смешении растворов на основе составления уравнений материального баланса. Количественная характеристика растворимости веществ, насыщенный раствор. Особенности проведения расчетов по уравнениям реакций, протекающих в растворах.

Решение задач.



14

6

2

4

8

7

Электролиз растворов и расплавов электролитов. Правила составления катодного и анодного процессов. Закон Фарадея. Электрохимическая коррозия металлов.

Решение задач.



12

6

2

4

6

8

Кинетика химических реакций, скорость реакции и закон действующих масс для простых реакций. Зависимость скорости реакции от температуры – правило Вант- Гоффа и уравнение Аррениуса.

Химическое равновесие, константа равновесия и методика расчета состава равновесной смеси (положения равновесия).

Решение задач.


12

6

2


4

6

9

Контрольная работа.

2

2

-

2

-




Итого

106

52

16

36

54



Содержание дисциплины

«Решение задач по химии повышенной сложности»


Семинар «Сто задач по химии – 2 »

(Специальность «Химия», IV курс, II семестр)

следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Решение задач по химии повышенной сложности Направление 020100. 62 Химия
451.55kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины Аналитическая химия Направление 020100. 62 Химия Квалификация (степень) выпускника бакалавр
848.41kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс Техногенные системы и экологический риск Направление 020100. 62 Химия Квалификация (степень) выпускника
269kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Иностранный язык Направление подготовки Биология
556.92kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Спецкурс по переводу профессиональных иностранных текстов Направление подготовки
338.67kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины: Финансовый анализ Специальность
984.3kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы консалтингового сервиса» Направление подготовки 101100 Гостиничное дело
882.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика и межкультурная коммуникация
487.67kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины деловой иностранный (английский) язык Направление подготовки 032700. 68
278.69kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
335.39kb.
1 стр.
Программа «Испытание будущим»
113.19kb.
1 стр.