Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»


Институт музыкального и художественного образования

Кафедра художественного образования


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе УрГПУ

_________________ Т. Н. Шамало

«___» ____________ 2012 г.




Программа итоговой

государственной аттестации


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению

«050600.62 – Художественное образование»
Профили: «Дизайн и компьютерная графика»,

« Музыкально-компьютерные технологии»,

«Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании»

«Театральное искусство», «Экранные искусства»,

«Хореографическое искусство»


Екатеринбург 2012


Программа итоговой государственной аттестации

Выпускная квалификационная работа

по направлению «050600.62 – Художественное образование», профили «Дизайн и компьютерная графика», «Музыкально-компьютерные технологии», «Театральное искусство», «Экранные искусства», «Хореографическое искусство»


ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 79 с.

Составители:

Перевышина Н.Ю., зав. кафедрой художественного образования, канд. пед. наук, доцент;

Самакаева М.Ю., доцент кафедры художественного образования, к.п.н.;

Бородин А.Б., старший преподаватель кафедры художественного образования, к.п.н.;

Бунькова А.Д., старший преподаватель кафедры художественного образования;

Кардашев А.В., старший преподаватель кафедры художественного образования.

Ярмошенко В.М., старший преподаватель кафедры художественного образования.

Чиняева Н.Н., старший преподаватель кафедры художественного образования.


Программа обсуждена на заседании ученого совета института

музыкального и художественного образования УрГПУ

Протокол от 03.05.2012 г. № 8.


Директор ИМХО ___________________Р.В.Панкевич



  1. Пояснительная записка

Научно-исследовательская и проектная художественно-творческая деятельность, бесспорно, является одним из важнейших компонентов в структуре профессионально-педагогической деятельности преподавателя художественных дисциплин.



Это указано в квалификационной характеристике бакалавра художественного образования, которая включает следующие виды профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательскую;

  • организационно-воспитательную;

  • преподавательскую;

  • коррекционно-развивающую;

  • культурно-просветительскую.

Цель данной программы: выявить уровень профессиональной готовности выпускников к научно-исследовательской и проектно-творческой деятельности в различных сферах культуры, искусства и художественного образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

  • определение теоретической и практической готовности выпускников к выполнению образовательных задач, предусмотренных государственным образовательным стандартом;

  • выявление уровня методологической культуры выпускников в процессе актуализации системы теоретических знаний о направлениях, принципах, формах и методах научно-исследовательской деятельности в сфере педагогики искусства;

  • создание условий для личностно-профессиональной самореализации выпускников в процессе подготовки художественно-творческих проектов;

  • проверка системы межпредметных знаний, умений и навыков выпускников в области художественного образования и ее связи с практической, творческой и педагогической деятельностью в сфере педагогики искусства;

  • дальнейшее овладение технологией организации, подготовки и оформления художественно-педагогического исследования (художественно-творческого проекта);

  • развитие потребности в профессиональной рефлексии выпускников - будущих педагогов и готовности к дальнейшему профессиональному художественно-педагогическому образованию по программам магистратуры.

В соответствии с квалификационными требованиями (раздел 7 ГОС) бакалавр должен уметь:

  • участвовать в исследованиях по проблемам развития художественного образования;

  • владеть основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления - художественное образование;

  • приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  • изучать обучающихся и воспитанников в образовательном процессе;

  • строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования с использованием современных здоровьесберегающих, информационных технологий, знания иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия;

  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование;

  • вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления;

  • реализовывать образовательные задачи культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области.

В соответствии с этим, выпускная квалификационная работа бакалавра художественного образования может быть:

  1. исследовательским трудом, который представляется в виде рукописи;

  2. художественного - творческим проектом, имеющим вид законченного художественного произведения (ГОС п.7.2.2.).

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «050600.62 – Художественное образование» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Минобразованием России, а также методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию.

Программа государственной итоговой аттестации составлена на основе методических рекомендаций к оформлению выпускных квалификационных работ, а также рабочих учебных программ общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профильной подготовки.

Важнейшим результатом выполнения выпускной квалификационной работы должно быть закрепление и совершенствование приобретенных в процессе учебы знаний, умений и навыков, которые позволят осуществлять научно-исследовательскую, преподавательскую и культурно-просветительскую деятельность в различных сферах искусства, культуры и образования.

Темы выпускных квалификационных исследовательских работ и художественно-творческих проектов сформулированы так, чтобы они имели междисциплинарный характер, а также практическую связь с содержанием профессионально-педагогической деятельности в сфере художественного образования детей и юношества.

Студенту предоставляется право самостоятельного выбора жанра и темы выпускной квалификационной работы исходя из спектра его профессиональных интересов и опыта практической деятельности в сфере художественного образования.

Научный руководитель выпускной квалификационной работы определяется кафедрой в зависимости от выбранной проблемы дипломного проекта и с учетом пожеланий выпускника.

Научным руководителем исследовательских проектов может быть преподаватель, имеющий ученую степень и ученое звание, а также большой опыт научно-исследовательской и педагогической деятельности в области художественного образования детей и юношества.

Научным руководителем художественно-творческих проектов может быть преподаватель, имеющий ученую степень и ученое звание или звание Лауреата международных конкурсов по профилю подготовки выпускника, а также большой опыт практической деятельности в области определенного вида искусства, обозначенного в теме художественно-творческого проекта.

По представлению кафедры тема дипломной работы и научный руководитель утверждаются приказом ректора вуза.

Кафедра устанавливает график и календарный план поэтапного выполнения выпускной квалификационной работы, сроки требования к предзащите исследовательских трудов и художественно-творческих проектов, определяет срок сдачи студентом законченной работы.

Научный руководитель совместно с выпускником определяет круг проблем, исследуемых в выпускной квалификационной работе, составляет план и график работы над проектом.

Для подготовки дипломного проекта студенту предоставляется 10 часов индивидуальных консультаций с научным руководителем.

Контроль за ходом дипломного исследования осуществляют научный руководитель, методисты и кафедра.

Допуск студента к защите выпускной квалификационной работы в ходе государственной итоговой аттестации осуществляется на основании решения кафедры по результатам выполнения требований к государственной итоговой аттестации бакалавра художественного образования.





  1. Примерный график подготовки и проведения

государственной итоговой аттестации


п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

1

Разработка и корректировка содержания программы государственной итоговой аттестации

До начала выпускного учебного года

Зав. кафедрой художественного образования

2

Утверждение программы и тем выпускных квалификационных работ на заседании кафедры художественного образования

Май – июнь предвыпускного года

Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители

3

Разработка и утверждение списка литературы для подготовки дипломных проектов.

Май – июнь предвыпускного года

Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители

4

Разработка и утверждение методических рекомендаций по работе над выпускной квалификационной работой

Июнь предвыпускного года

Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители

5

Утверждение списочного состава научных руководителей (консультантов)

Июнь предвыпускного года

Зав. кафедрой художественного образования

6

Семинар для выпускников, посвященный выбору направления и темы выпускной квалификационной работы

Июнь предвыпускного года

Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители

7

Установочная конференция выпускников, посвященная преддипломной практике

За 2 недели до начала педагогической практики

Зав. педагогической практикой



8

Осуществление контроля за ходом подготовки дипломного проекта

В течение выпускного года

Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители

9

Проведение студенческих научно-практических конференций по актуальным проблемам художественного образования детей и юношества

Декабрь выпускного года

Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители, руководитель СНО

10

Составление расписания ГИА

2 семестр выпускного года

Деканат, методисты д/о, методисты з/о

11

Составление расписания предзащит дипломных проектов

2 семестр выпускного года

Кафедра, методисты д/о, методисты з/о

12

Проведение предзащит дипломных проектов

2 семестр выпускного года

Зав. кафедрой художественного образования, научные руководители

13

Подготовка документации для работы государственной аттестационной комиссии




За 1 месяц до ГИА

Зав. кафедрой художественного образования, методисты

14

Собрание выпускников, посвященное началу государственной итоговой аттестации

На неделю до начала ГИА

Методисты д/о, методисты з/о


3. Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ

Профиль «Музыкально-компьютерные технологии»

  1. Музыкально-компьютерные технологии как средство развития музыкальной культуры школьников в условиях дополнительного образования

  2. Импровизация как метод развития детского творчества (на примере музыкально-компьютерных технологий)

  3. Музыкально-компьютерные технологии в образовательном пространстве ДШИ и ДМШ

  4. Музыкально-компьютерные технологии на школьном уроке музыки

  5. Методы и приемы работы с одаренными детьми на примере музыкально-компьютерных технологий

  6. Музыкально-компьютерные технологии в деятельности педагогов ДМШ

  7. Применение музыкально-компьютерных технологий в работе эстрадной студии

  8. Современные педагогические технологии на занятиях в ДМШ и ДШИ

  9. Подготовка педагога-музыканта к работе с современными цифровыми музыкальными инструментами

  10. Реализация принципов личностно-ориентированного обучения при обучении школьников на цифровых музыкальных инструментах

  11. Компьютерная аранжировка учебного репертуара современных программ по предмету «Музыка»

  12. Анализ и интерпретация произведений музыкального искусства как средство активизации познавательной деятельности (развития ассоциативно-образного мышления, развития художественного восприятия) школьников

  13. Реализация межпредметных связей на занятиях с цифровыми музыкальными инструментами в условиях ДМШ и ДШИ

  14. Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся начальных (средних, старших) классов в учебном процессе ДМШ и ДШИ в классе цифровых музыкальных инструментов

  15. Повышение эффективности преподавания цифровых музыкальных инструментов (клавишный синтезатор, музыкальный компьютер) средствами развивающего обучения

  16. Формирование основ детского коллектива в процессе занятий в эстрадной (компьютерной) студии

  17. Педагогические возможности музыкального компьютера в семейном воспитании

  18. Развитие познавательного интереса у школьников на занятиях по музыкально-компьютерным технологиям в условиях ДМШ и ДШИ и общеобразовательной школы

  19. Исследование вариантов технологий занятий по цифровым музыкальным инструментам в одном из классов ДМШ и ДШИ

  20. Изучение музыкальных предпочтений современных школьников-подростков

  21. Исследование коммуникативной деятельности педагога цифровых музыкальных инструментов ДМШ и ДШИ

  22. Диагностика как средство повышения эффективности школьного музыкального образования школьников в условиях общеобразовательной (специализированной) школы

  23. Развитие творческой активности младших школьников при работе с «Музыкальными конструкторами»

  24. Основные аспекты взаимодействия педагога с родителями учащихся (в условиях общеобразовательной школы, ДМШ или ДШИ)

  25. Основные направления музыкального воспитания детей в условиях детской эстрадной студии

  26. Компьютерные технологии на музыкальных занятиях (в стартовой, начальной или основной школе)

  27. Приемы развития метроритмических навыков младших школьников в процессе обучения игре на цифровых музыкальных инструментах в условиях ДМШ или ДШИ)

  28. Развитие у учащихся ДМШ или ДШИ навыков игры в ансамбле (на примере освоения клавишных синтезаторов)

  29. Приемы развития музыкальных способностей (музыкальной памяти, музыкального восприятия, музыкального мышления) у школьников на начальном этапе обучения игре на цифровых музыкальных инструментах

  30. Игровые методы обучения на уроках сольфеджио в ДМШ (или ДШИ) с использованием музыкальных компьютеров

  31. Развитие интереса младших школьников к музыкально-компьютерному творчеству

  32. Педагогические условия создания благоприятного эмоционально-психологического климата на музыкальных занятиях и концертных выступлениях на базе музыкальной (эстрадной) студии

  33. Творческие задания как средство освоения основных музыкально-теоретических знаний младшими школьниками при работе с «Музыкальными конструкторами»

  34. Реализация взаимосвязи различных видов искусства в процессе музыкального образования учащихся (общеобразовательной, профильной школы, ДМШ или ДШИ)

  35. Межличностные конфликты в подростковой среде и возможности занятий в эстрадной студии в их урегулировании

  36. Гуманистическое педагогическое общение педагога ДМШ (ДШИ) с учащимися младших классов как фактор повышения их учебной мотивации

  37. Развитие интереса к народной (классической) музыке у младших школьников (подростков) в условиях работы с музыкальными компьютерами


Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ Профиль «Дизайн и компьютерная графика»


  1. Предмет «Дизайн и компьютерная графика» средство развития художественно-эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования

  2. Обучение школьников технологии создания веб-сайтов и их дизайна

  3. Использование опыта европейского дизайн-образования в подготовке специалистов профиля «Дизайн и компьютерная графика» в педагогическом вузе

  4. Технологии обучения дизайну и компьютерной графике в деятельности педагогов детской художественной школы

  5. Современные педагогические технологии на занятиях в детской художественной школе

  6. Реализация принципов личностно-ориентированного обучения на занятиях по дизайну (компьютерной графике)

  7. Анализ и интерпретация произведений изобразительного искусства (архитектуры, дизайна) как средство активизации познавательной деятельности (развития ассоциативно-образного мышления, развития художественного восприятия) школьников

  8. Реализация межпредметных связей на занятиях по дизайну (компьютерной графике) в условиях общеобразовательной (художественной) школы

  9. Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся начальных (средних, старших) классов в учебном процессе общеобразовательной (художественной) школы на занятиях по дизайну (компьютерной, растровой, векторной графики)

  10. Повышение эффективности преподавания компьютерной (растровой, векторной) графики (основ дизайна) средствами развивающего обучения

  11. Формирование основ детского коллектива в процессе занятий в художественной студии

  12. Развитие познавательного интереса у школьников на занятиях по дизайну (компьютерной, растровой, векторной графике) в условиях общеобразовательной (художественной) школы

  13. Исследование вариантов технологий занятий по дизайну (компьютерной, растровой, векторной графике) в одном из классов общеобразовательной (художественной) школы

  14. Изучение художественных предпочтений современных школьников-подростков в области изобразительного искусства и архитектуры

  15. Исследование коммуникативной деятельности преподавателя дизайна (компьютерной графики) в художественной школе

  16. Диагностика как средство повышения эффективности художественного образования школьников в условиях общеобразовательной (профильной, специализированной) школы

  17. Развитие творческой активности младших школьников при работе с компьютерными программами по дизайну (растровой, векторной графике)»

  18. Основные аспекты взаимодействия педагога с родителями учащихся в условиях художественной школы

  19. Основные направления художественного воспитания детей в условиях детской художественной студии

  20. Компьютерные технологии на занятиях по изобразительному искусству (в стартовой, начальной или основной школе)

  21. Современные технологии профессионального образования графического дизайнера

  22. Развитие дизайнерского мышления учащихся в процессе художественно-конструкторской деятельности

  23. Компьютерная графика на уроках изобразительного искусства

  24. Развитие ассоциативно-образного мышлении учащихся на уроках компьютерной графики

  25. Развитие художественных способностей школьников на уроках компьютерной графики

  26. Дизайн в образовательном пространстве детской школы искусств

  27. Интерактивные технологии обучения дизайну и компьютерной графике

  28. Развитие цветового восприятия школьников на уроках дизайна и компьютерной графики

  29. Дистанционное образование в обучении компьютерной графике

  30. Арт-терапия в художественном образовании детей и юношества

  31. Компьютерная графика как педагогическое средство коррекции психоэмоциональной дезадаптации школьников

  32. Рисуночное тестирование в диагностике психоэмоциональной сферы младших школьников

  33. Анализ современных программ обучения дизайну и компьютерной графике

  34. Электронные средства обучения дизайну и компьютерной графике

  35. Цифровой инструментарий в работе детской художественной студии

  36. Воспитательное значение дизайна в образовательном пространстве современной школы

  37. Развитие художественно-эстетических предпочтений подростков на занятиях дизайна одежды

  38. Граффити как средство творческой самореализации подростков

  39. История российского дизайн-образования

  40. Элективный курс автодизайна как средство развития познавательных интересов школьников


Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ

Профиль «Театральное искусство»


  1. Детский театр как средство развития художественно-эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования.

  2. Импровизация как метод развития детского творчества

(на примере занятий в детской театральной студии).

  1. Психотерапевтические возможности детского театра.

  2. Педагогические технологии развития самопознания школьников в театрально-творческой деятельности.

  3. Содержание и методика организации занятий в детской театральной студии.

  4. Развитие коммуникативных умений и навыков у младших школьников на занятиях в театральной студии.

  5. Формирование нравственно-эстетических идеалов у школьников на занятиях в театральной студии.

  6. Развитие художественно-образного мышления младших школьников в условиях театральной деятельности.

  7. Развитие творческой активности старшеклассников в профильном (театральном) художественно-эстетическом образовании.

  8. Приемы развития театральных способностей у школьников на начальном этапе обучения в детской театральной студии.

  9. Игровые методы обучения на занятиях в детской театральной студии.

  10. Интерактивные методы обучения на занятиях в детской театральной студии.

  11. Реализация дифференцированного подхода в обучении на занятиях в детской театральной студии.

  12. Развитие интереса у младших (старших) школьников к театральному искусству.

  13. Развитие эмпатии и толерантности у младших (старших) школьников в условиях занятий в театральной студии.


Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ

Профиль «Хореографическое искусство»


  1. Хореографическое искусство как средство развития художественно-эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования.

  2. Импровизация как метод развития детского творчества

(на примере занятий в хореографической студии).

  1. Развитие коммуникативных умений и навыков у школьников на занятиях в хореографической студии.

  2. Формирование танцевальной культуры школьников на занятиях в хореографической студии.

  3. Развитие художественно-образного мышления младших школьников средствами хореографической деятельности.

  4. Развитие творческой активности старшеклассников в условиях класса ранней профессиональной ориентации в детской хореографической школе.

  5. Приемы развития хореографических способностей у детей различных возрастных групп на начальном этапе обучения в детской хореографической школе (хореографической студии).

  6. Игровые методы обучения на занятиях в детской хореографической школе (студии).

  7. Интерактивные методы обучения на занятиях в детской хореографической школе (студии).

  8. Реализация дифференцированного подхода в обучении на занятиях в детской хореографической студии.

  9. Развитие интереса у младших (старших) школьников к хореографическому искусству.

  10. Технология создания хореографической композиции для учащихся разных возрастных групп

  11. Исторический аспект становления общего и профессионального хореографического образования в России.


Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ

Профиль «Экранные искусства»

  1. Детская кино-, фотостудия как средство развития художественно-эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования.

  2. Импровизация как метод развития детского творчества

(на примере занятий в детской киностудии).

  1. Развитие коммуникативных умений и навыков у школьников при создании анимационных фильмов.

  2. Формирование визуальной культуры школьников на занятиях в любительской кино-, фотостудии.

  3. Развитие художественно-образного мышления младших школьников средствами искусства фотографии.

  4. Развитие творческой активности старшеклассников в условиях любительской кино-, фотостудии.

  5. Возможности программы «Основы экранной культуры» (Л.Баженова, Е. Бондаренко, Ю.Усов) в формировании познавательного интереса к искусству кино.

  6. Развитие художественно-образного подростков в условиях создания анимационного фильма.

  7. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области экранных искусств.

  8. Технология создания анимационного детского фильма.

  9. Методы и приемы организации творческой деятельности школьников в условиях кино-, фотостудии.

  10. Школьные кинолектории как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся.

  11. Специфика и технология создания учебных видеоматериалов.


Профиль «Менеджмент в музыкальном искусстве

и образовании»


  1. Комплексная образовательная программа как механизм проектирования образовательной деятельностью.

  2. Управление концертной проектной деятельностью.

  3. Исследование потребностей учащихся в области художественного образования как средство выявления перспективных направлений развития образовательного учреждения.

  4. Особенности руководства творческим коллективом.

  5. Стратегическое планирование в детской школе искусств.

  6. Особенности финансово-хозяйственная деятельности в области .

  7. Специфика продюссирования профессиональных академических концертных коллективов.

  8. Инновационная проектная деятельность по созданию экспериментальной площадки на базе образовательного учреждения.

  9. Стратегия развития социального партнерства.

  10. Программа развития как средство повышения качества деятельности образовательного учреждения.

  11. Имидж образовательного учреждения как средство повышения его конкурентоспособности.


4. Критерии оценки выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа оценивается отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

В основе оценки выпускной квалификационной работы лежат следующие основные показатели:

а) оценка уровня выполнения текста работы;

б) оценка качества защиты работы.




следующая страница >>
Смотрите также:
Программа итоговой государственной аттестации выпускная квалификационная работа по направлению
926.4kb.
4 стр.
Резюме Мягкая мебель «второго рококо» в России (1840 – 1890 гг.). Выпускная квалификационная работа студентки 2 курса магистратуры по направлению 072200 «Реставрация»
35.19kb.
1 стр.
Кожаные переплеты в России проблемы атрибуции, реконструкции и реставрации. Выпускная квалификационная работа студентки 2 курса магистратуры по направлению 072200 «Реставрация»
43.84kb.
1 стр.
Дипломная работа как компонент итоговой аттестации. Организация и проведение итоговой государственной аттестации студентов специальности «Связи с общественностью»
1044.19kb.
4 стр.
Программа и методика проведения итоговой государственной аттестации бакалавров (государственного экзамена) по направлению
242.41kb.
1 стр.
Выпускная квалификационная работа по направлению Права человека и демократическое управление
1022.33kb.
4 стр.
Справка по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников мбоу лицей №4 города Краснодара
203.94kb.
1 стр.
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников чгпу им. И. Я. Яковлева общие положения
58.18kb.
1 стр.
Умо по образованию в области производственного менеджмента
1092.12kb.
6 стр.
Примерная программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки «Менеджмент»
864.87kb.
5 стр.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников
457.94kb.
2 стр.
Умо по образованию в области производственного менеджмента
1139.15kb.
12 стр.