Главная
страница 1

Проект

Стратегия сохранения историко-культурного наследия
Республики Татарстан.

Введение Историко-культурное наследие как фактор устойчивого развития Татарстана

Глава 1. Оценка историко-культурного потенциала территории Республики Татарстан (материального и нематериального наследия).

Глава 2. SWOT-анализ

достоинства и недостатки,

угрозы и возможности.

Глава 3 Принципы и приоритеты Стратегии

- Изучение историко-культурного наследия под девизом «Каждое поселение для нас ценно, каждый дом нам дорог»;

- Градостроительное регулирование интегрированного сохранения;

- Реставрация , консервация и мониторинг объектов культурного наследия

- Археологические исследования и охранно-спасательные работы.

- Обеспечение доступности и безопасности объектов культурного наследия, в первую очередь деревянного зодчества;

- Формирование «туристских коридоров», где наследие - основной элемент туристической инфраструктуры;

- Организация эффективного управления наследием: долгосрочные меры и ежедневные действия по сохранению;

- Специальная подготовка кадров для разных видов деятельности по охране историко-культурного наследия,

- Социальное партнёрство- привлечение широких слоёв населения к делу охраны памятников истории и культуры.

Глава 4. Варианты прогноза и показатели на долгосрочный период (2012-2018)

1 вариант- инерционный сценарий

2 сценарий- фантастический;

3 сценарий- оптимальный.


Глава 5. Основные предлагаемые меры по направлениям, сроки их реализации.

Глава 6. Механизмы реализации Стратегии


Глава 7 Исполнители и социальное партнёрство для реализации Стратегии.

Глава 8 Источники финансирования для реализации Стратегии.
 Введение

Историко-культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности и является ресурсом наряду с полезными ископаемыми и является фактором гуманитарной безопасности будущих поколений. Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал историко-культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики.

Государственная охрана объектов культурного наследия – одна из важных отраслей социально-экономического развития региона. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.

Настоящая стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны историко-культурного наследия Татарстана, как фактора гуманитарной безопасности, условие сохранения регионального своеобразия и культурной идентификации народов Татарстана в эпоху глобализации. Стратегическое   планирование  есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов (а историко-культурное наследие – невосполняемый материальный ресурс) для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

Она раскрывает пути решения проблем охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических поселениях и районах Татарстана. Стратегия призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты сохранения и совершенствования использования историко-историко-культурного потенциала Республики Татарстан, сущность которых определяется формулой "баланс сохранения и развития".

Целью данной стратегии является достижение сбалансированного решения вопросов сохранения историко- культурного наследия и устойчивого развития территории Республики Татарстан для обеспечения гуманитарной безопасности общества.

Заявленный сбалансированный подход направлен на удовлетворение запросов и потребностей различных категорий населения: специалистов и широких слоёв населения различных возрастных категорий.

Правовой базой Стратегии является законодательство РФ и РТ, Парижской декларации «О наследии как движущей силе развития» (EN 20120109), использованы материалы Схемы территориального развития РТ ,утверждённой Постановлением Кабинета Министров РТ №1136 от 30.12.2010 (раздел 2.6), Программы исследовательских работ Института истории АН РТ.

Глава 1. Оценка историко-культурного потенциала территории Республики Татарстан (материального и нематериального наследия).


 Без историко-культурного наследия немыслимы современная жизнь Татарстана и перспективы его развития, оно создает мировой имидж Татарстана. Для Татарстана наследие имеет такое же значение, как природные ресурсы, месторождения нефти и газа. Наследие народов Республики Татарстан включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения. Уникальность историко-культурного наследия региона в поликультурности и поликонфессиональности. Стратегия строится на основе сбалансированных и гармоничных отношений между требованиями общественности, экономической деятельности и охраны исторической среды. Она должна привести к признанию общей ответственности за сохранение наследия как фактора государственной безопасности.

 Мобилизация экономического ресурса историко-культурного наследия - основа устойчивого развития исторических поселений и исторических территорий республики. В конечном счете именно высокие эстетические качества и степень сохранности исторической среды обеспечивают особую инвестиционную привлекательность исторических поселений и его реальную коммерческую ценность, служат залогом благосостояния граждан. Это должно выражаться не только в немедленной экономической отдаче и росте занятости населения в различных областях деятельности, но и в широком круге непрямых выгод, которые станут достоянием всего городского сообщества (доходы от управления наследием, реставрации, туризма и его инфраструктуры).

Место культуры Республики Татарстан в культуре мира, Евразии, России и региона обусловлено выгодным физико-географическим положением её территории в центре Евразии в Среднем Поволжье, что сказалось на его экономическом и геокультурном положении на протяжении тысячелетней истории. Татарстан можно назвать сердцем Евразии не только географически. Здесь соединяются черты Запада и Востока, Севера и Юга в культурном, историческом, экономическом смыслах. Будучи самым северным форпостом мусульманства, Татарстан выступает как часть исламского мира и великой цивилизации Востока. Все торговые пути из Европы в Азию по Волге проходили через территорию современной Республики Татарстан.

Республика Татарстан – один из крупных субъектов Российской Федерации, носитель имени второй по численности в России нации выделяется своей историко-культурной значимостью и ценностью. При достаточно небольших размерах территории (67,0 тыс.кв.км) она отличается значительной насыщенностью объектов культурного наследия, более 7 тысяч выявленных памятников истории и культуры, из которых 1635 состоит на государственной охране, а также природной уникальностью на стыке двух растительных зон – местной и степной. Подтверждение значимости территории Татарстана для России в экономическом и геокультурном аспектах стало объявление Казани третьей столицей России в апреле 2009 года.

В республике живут народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний: тюркского, финно-угорского и славяно-русского, европейского, а также основных конфессий: ислама, христианства, иудейства определяет своеобразие культуры РТ, а также культурных и исторических ценностей. Татарстанская модель сохранения и развития многообразия культур и конфессий представляет огромный интерес для всего мира.

Под историко-культурным потенциалом территории Республики Татарстан понимается совокупность богатого материального историко-культурного и нематериального духовного наследия, которое необходимо максимально использовать для устойчивого территориального развития. В настоящее время этот потенциал недостаточно используется в целях историко-культурного туризма.

Историко-градостроительный анализ развития территории Республики Татарстан показал, что в результате социально-экономических и геополитических процессов сложилась уникальная по своему региональному своеобразию территория, на которой каждая эпоха оставляла свои следы, образовавшие историко-культурный каркас, имеющий высокий историко-культурный потенциал. Знание закономерностей развития историко-культурного каркаса позволяет правильно оценить потенциал историко-культурного наследия Татарстана и предложить адекватные меры его сохранения и развития методом «градостроительной акупунктуры».

Историко-культурный потенциал территории Республики Татарстан включает в себя материальное и нематериальное наследие.
Материальное культурное наследие включает в себя:

-исторические населенные пункты

-музеи-заповедники,

-объекты культурного наследия (ОКН).
-исторические населенные пункты

Историко-градостроительный анализ показал, что территория Республики Татарстан была густо заселена и входила в земли, которые назывались «Гардарикией» - страной городов. В 2005 и 2007 годах города Казань и Елабуга отпраздновали тысячелетние юбилеи основания. На празднование этой даты могут претендовать еще более 100 населенных пунктов на территории Татарстана, так как первые города на территории Республики Татарстан известны с первой половины Х века в Волжской Булгарии. На её территории выявлены 19 крупных городов площадью от 700га до 100 га: Биляр, Болгар, Джукетау, Ошель, Сувар, Хулаш и другие. Кроме того, зафиксированы свыше 100 укрепленных городищ, военных крепостей и феодальных замков.

Список исторических населённых пунктов Республики Татарстан, утверждённый Постановлением Кабинета Министров РТ от 22.01.2000 № 38 были включены с.п. Билярск, г. Буинск, Бугульма, Елабуга, Казань, Чистополь, Мамадыш, Мензелинск, Куйбышев (Болгары), Тетюши, н.п. Свияжск, р.п. Лаишево. г. Менделеевск, всего 13 населённых пунктов.

В Список исторических населенных мест России, утвержденного Приказом Министерства культуры РФ N 418 и Министерства регионального развития РФ N 339 от 29 июля 2010 года «Об утверждении перечня исторических поселений» входят Елабуга и Чистополь.

Исторические населенные пункты представляют огромный интерес с точки зрения познавательного туризма не только на республиканском уровне, но и на всероссийском и международном. Это подтверждено экспертами ЮНЕСКО: Казань является городом Всемирного природного и историко-культурного наследия, а Болгары и Свияжск состоят в Предварительном списке ожидания.

-музеи-заповедники:

Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник федерального значения в Спасском районе (создан в 1969 г.),

Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник федерального значения (1990 г.),

Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник регионального (республиканского) значения в Высокогорском районе (1992 г.),

Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник регионального (республиканского) значения в Алексеевском районе (1992 г.),

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» федерального значения (1994 г.),

Государственный историко-культурный музей-заповедник регионального (республиканского) значения «Ленино-Кокушкино» в Пестречинском районе (2003 г.).
-объекты культурного наследия (ОКН), в том числе:

-достопримечательные места;

-ансамбли.

На государственной охране находится 1399 (1635 пообъектно) объектов историко-культурногонаследия. Из них памятников археологии – 279, памятников истории – 228/229, памятников градостроительства и архитектуры – 873/1108, памятников искусства – 19.

По категориям историко-историко-культурногозначения объекты историко-культурногонаследия распределяются следующим образом:



  • федерального (общероссийского) значения – 109 (208),

  • республиканского (Республики Татарстан) значения - 896 (1014),

  • местного (городского, районного) значения – 394 (413).

На 01.11.2011 г. в республике выявлено более 7,0 тысяч объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
-достопримечательные места

  1. В настоящее время в РТ статус достопримечательного места имеет только остров Свияжск и культурный слой Казани, границы которого и режим содержания утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.02.2010 379 « Об отнесении к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения в виде достопримечательного места культурного слоя Казани»:

-« Культурный слой исторического центра города Казани XI – XVIII веков»;

-« Культурный слой слобод Заречья города Казани XI – XVIII веков»;

-« Культурный слой Кизической слободы города Казани XI – XVIII веков»;

-« Культурный слой Ново-Татарской слободы города Казани XI – XVIII веков».



Предлагается отнести к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения в виде достопримечательного места следующие объекты:

    • историко-культурную заповедную территорию «Старо-Татарская Слобода»Иске татар бистэсе») (1998 г.),

-историко-культурную и природную территорию «Имение Ушковых» Менделеевском районе,

-историко-культурную заповедную территорию «Джукетау» в Чистопольском районе;

-историко-культурную заповедную территорию «Чаллы» в Рыбно-Слободском районе,

историко-архитектурный и природный парк «Долгая Поляна» в Тетюшском районе.


-объекты археологического наследия

Всего выявлен 3606 объектов археологического наследия, на территории 13 районов выявлено более 100 объектов (наибольшее количество по убывающей: в Алексеевском (443), Казани (202), Лаишевском (189), Аксубаевском (172), Нурлатском (167), Чистопольском (165), Мензелинском (149), Тетюшском (134), Апастовском (128), Буинском (125), Актанышском (115). К сожалению, на государственной охране состоит всего 255 объектов археологического наследия, что составляет около 7% общего количества.


Линейными компонентами историко-историко-культурногокаркаса являются:

-природно-культурные оси:

-Трасса Великого Волжского пути, проходившего по реке Волге и вдоль неё на всем протяжении по территории республики;

-Река Кама и реки Волго-Камского бассейна на территории республики, на берегах которых в течение тысячелетия формировались города ипоселения;

-«Зеленые коридоры» непрерывной зелени (компонент природного каркаса).



-трассы оборонительных линий:

- Закамской засечной черты,

- Новой Закамской засечной черты,

-трассы древних дорог и трактов

-Московского тракта;

-Зюрейского тракта;

-Алатской и Галицкой дорог;

-Сибирского тракта,

-Оренбургского тракта (Ногайской дороги).



-исторически сложившиеся транспортные и межселенные коммуникации:

Сеть современных федеральных и региональных и местных транспортных магистралей, закрепившие исторические дороги.


Нематериальное культурное наследие

всех 100 национальностей и народов, проживающих на территории РТ:



- национальные традиции и праздники;

Праздник «Сабантуй» (праздник плуга), состоящий в предварительном Списке ожидания ЮНЕСКО нематериального историко-культурногонаследия;

Праздники «Каз эмэсе», «Семык», «Гырон быдтон», «Каравон» и др. в разных районах республики (татарские, чувашские, марийские, удмуртские, мордовские, башкирские и т.д.)

Традиции и праздники немецкой, азербайджанской, украинской, узбекской, таджикской, белорусской, турецкой, ассирийской и т.д. культур (всего 32 национально-культурных общества в Казани).



-традиционные технологии ремесла;

-народная медицина;

-кулинарное искусство;

-народное музыкальное искусство;

-этнографическое своеобразие;

-панорамы исторических городов в природном окружении:

Закрепленные как предмет охраны панорамы Казани, Елабуги, Болгар, Свияжска, Чистополя и др. исторических поселений; планировочная сетка дорегулярной и регулярной планировки, сохранившиеся линии застройки, приемы застройки.

Это очень важные компоненты наследия и резерв духовного потенциала республики, которые в настоящее время очень мало используется как туристско-рекреационный потенциал.

Глава 2. SWOT-анализ

Инструментом стратегического планирования является SWOT-анализ


Достоинства Историко-культурный потенциал территории Республики Татарстан (его материальную и нематериальную составляющие) оценивается экспертами как высокий, но недостаточно изученный. По количеству объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране и особенно по количеству музеев-заповедников РТ и выявленных объектов на площадь территории занимает ключевые позиции в России.

Архитектурное наследие представлено как уникальными памятниками археологии, архитектуры, ансамблями и комплексами, так и рядовыми постройками, формирующими историческую среду. Среди них ансамбли городской застройки исторических населенных пунктов - Казани, Елабуги, Чистополя, Свияжска, историко-архитектурные ансамбли и комплексы Болгарского городища в Спасском районе, Казанского Кремля, Казанского университета в г.Казани, Раифского, Успенского и Иоанно- Предтеченского монастырей в Зеленодольском районе. Объектом Всемирного культурного и природного наследия является Историко-культурный комплекс Казанского Кремля, на рассмотрении в Комитете Всемирного наследия ЮНЕСКО находятся материалы по номинации Свияжского и Болгарского комплексов.


Недостатки:

Проблема сохранения объектов культурного наследия, входящих в имущественные комплексы при проведении их реконструкции в связи с нерешённостью на федерального и республиканского законодательства, в частности, зачастую приводит в конечном счёте к утрате этих объектов. Отсутствие каких-либо преференций инвесторы не мотивированы в сохранении историко-культурного наследия, уже на этапе проектирования рассматривают объекты культурного наследия как «обременение».

В связи с противоречивостью действующего законодательства и подзаконных актов в сфере охраны объектов культурного наследия возникают проблемы с паспортизацией, проведением историко-культурных исследований, определением предмета охраны на объектах. Отсутствие Единого государственного реестра в России делает объекты культурного наследия юридически беззащитными, а уничтожение памятников оставляет безнаказанным. В результате на территории РТ идет утрата объектов культурного наследия (в Казани-36 объектов, в Чистополе-6, в Елабуге-4).

Противоречивость данных, касающихся объектов культурного наследия, является предметом постоянных судебных и внесудебных споров, что в конечном итоге повышает риски успешной реализации инвестиционных проектов, в состав которых входят памятники истории и культуры.

Историко-культурное наследие (как материальное, так и нематериальное) территории РТ как туристско-рекреационный потенциал используется крайне низко, за исключением городов Казани и Елабуги, но и здесь есть резервы .

Несмотря на обширные исследования территории Республики Татарстан, остаются еще плохо изученные в археологическом отношении некоторые муниципальные районы. Незначительное количество памятников известно в Кукморском, Тюлячинском, Сармановском районах. Неизвестно ни одного объекта на территории Азнакаевского, Ютазинского и Дрожжановского районов. Это не отражает объективной картины наличия объектов, а показывает лишь степень изученности территорий того или иного района и выявляет проблемные зоны.

На территории Республики Татарстан в результате антропогенных воздействий и хозяйственной деятельности, полностью утрачено 19 памятников археологии, 69 окн. По данным на 01.01.2011 г., на территории области, в результате проведения хозяйственной и иной деятельности, подвергаются разрушению более 15% выявленных памятников. Большинство объектов культурного наследия недоступны для маломобильных групп населения.

Лишь частично зоны охраны объектов культурного наследия разработаны и включены в градостроительные регламенты г. Казани, г. Елабуги, с.п. Билярска и с.п. Свияжска. Однако данная документация далеко не полная, она фиксирует, в основном, зоны охраны памятников архитектуры и истории, и практически не отражает участки, занятые памятниками археологии и зоны их охраны.



Угрозы физической утраты (разрушения) объектов наследия связаны с :

-несовершенством правовой базы,

-отсутствие мотивации у инвесторов;

-неконтролируемая урбанизация и движение автотранспорта;

-реализация Программы ликвидации ветхости и отселения аварийных домов;

 -неуместное новое строительство в исторической среде;

 -неправильный режим эксплуатации зданий;

-процессами естественного старения, которые ускоряют неблагоприятные климатические условия (высокая влажность, грунтовые воды, длительность залегания снега и льда,);

- стихийные бедствия (наводнения, паводки, подтопления, оползни, ураганы, ветры, шторма);

-геологические и гидрологические особенности грунтов (структурно неустойчивые грунты);

 -атмосферные загрязнения;

 - пожары, поджоги;

 вандализм и другие агрессивные действия.

  Процессы естественного старения определяются жизненными циклами зданий и строительных материалов, пределами безопасности эксплуатации конструкций.

 Диспропорция между опасностями, которые надо предотвратить, и средствами, используемыми для этих целей, постоянно возрастает. Отсутствие должной защиты зданий и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции, загазованность и кислотные дожди создают кумулятивный эффект. Активизируются процессы коррозии металлов и карбонизации штукатурных слоев, "дикая" рыхлая патина разъедает бронзовые и медные поверхности, абразивное воздействие уничтожает позолоту, перерождаются гранит и мрамор, грунтовые воды разрушают фундаменты, биологические поражения распространяются на деревянные конструкции. Методов вечного сохранения не существует. Для сохранности объектов культурного наследия представляет опасность "тотальные" реставрации, наносящие ущерб подлинности памятника.

Если вопрос со статусом земельных участков, занятых памятниками археологического наследия не будет решен, то, по экспертным оценкам, большая часть таких памятников в ближайшие 5-10 лет будет полностью или в значительной мере утрачена


Возможности.


Проблема сохранения объектов культурного наследия может быть успешно решена при условии, если они будут рассматриваться уже на этапе анализа и разработки концепции не как источник дополнительных затрат, а как источник повышения коммерческой привлекательности прилегающих к объектам культурного наследия территорий и объектов недвижимости. В течение долгого времени охранялись отдельные памятники без учета их окружения. Специфика историко-культурного наследия Татарстана диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик. Предметы охраны историко-культурного наследия - это ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности. Наряду с отдельными объектами историко-культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы. Наивысшую ценность представляют объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация центральных водных пространств, общегородской силуэт, панорамы рек, ансамбли главных площадей, перспективы основных улиц. Необходимо выявить достопримечательные места, в том числе культурные ландшафты.

 . Необходима инвентаризация, картографирование территорий окн и составление Реестра объектов культурного наследия РТ в установленном порядке с организацией государственной историко-культурной экспертизы для включения и исключения окн из реестра. При этом информация об объектах культурного наследия , включая и пространственные данные, определение качественных и количественных характеристик предметов охраны будут соответствовать современным требованиям в части применения IT-технологий, автоматизировать процесс документооборота по вопросам охраны памятников, сократив время при проведении согласовательных процедер..

Необходим стратегический подход к сохранению историко-историко-культурного наследия на основе системного подхода в контексте развития исторического центра, исходя из принципа баланса сохранения и развития.

Надо реорганизовать структуру государственного и муниципального управления наследием, создав эффективные органы охраны объектов культурного наследия.

В настоящее время на территории Республики Татарстан выявлено 3500 объектов археологического наследия, на государственной охране стоит всего 258 из них и нет закрепленных, юридически оформленных земель историко- культурного назначения, если объекты находятся за пределами поселений, кроме земель Билярского и Болгарского музеев-заповедников. Необходимо включение объектов археологического наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Для решения данной проблемы необходима концентрация ресурсов организаций, занимающихся землеустроительной деятельностью, научных учреждений и органов охраны объектов культурного наследия. Необходимо проведение мероприятий по кадастровой съемке земельных участков, занятых памятниками истории и культуры, и включение данных участков в земельные карты районов Республики Татарстан. Учитывая, что земельный участок из хозяйственного оборота не изымается, на части земельных участков, занятых памятниками, необходимо установление обременений их использования.

Необходимо наладить информационно-аналитическое обеспечение процесса оценки объектов культурного наследия как объектов недвижимости для оценки стоимости до и после реставрации, для оценки рисков и страхования в будущем после развития правовой базы в этом направлении. Республика Татарстан могла бы быть пионером в этой области, отработав методологию определения охранно-сервисного потенциала окн и проведения оценки рыночной стоимости объектов.

Глава 3 Принципы и приоритеты

 Базовый принцип - комплексное сохранение наследия, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Татарстана, в составе проектов перспективного планирования и градостроительства, а не по остаточному принципу, как практикуется в последние годы. Провести конкретные мероприятия по включению историко- культурного наследия в социально-экономическую жизнь Татарстана, муниципальных районов и городов, населенных пунктов:


Стратегия базируется на следующих принципах:

-единства и целостности;

-внутренней сбалансированности;

-интегрированного сохранения;

-результативности и эффективности функционирования;

-самостоятельности выбора путей решения задач;

-ответственности участников процесса стратегического планирования;

-прозрачности (открытости);

-достоверности и реалистичности;

-финансовой обеспеченности.

 Принцип комплексного сохранения включает инициирующую, контролирующую и координирующую функции органов государственного управления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором.

Следует стимулировать междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению историко-культурного наследия, используя все доступные ресурсы, эффективность этого подхода можно увидеть на примере реализации Концепции сохранения и развития ансамбля Казанского Кремля. Задача сохранения историко-культурного наследия должна решаться не только органами охраны памятников, но также теми структурами, которые ведают вопросами градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, юридических служб и т.д. Недостаточность защитных мер требует проведения междисциплинарных исследований исторических строений, воздействий и взаимодействия физического, химического и биологического разрушений на основе постоянного мониторинга и прогноза развития.

 При наличии многих хозяйствующих субъектов требования охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального, культурного и экономического развития городских территорий. В этом случае охрана историко-культурного наследия отчуждается от местного сообщества, горожане лишаются мотивации участия в этой деятельности.

 При такой политике управления она должна быть выгодна населению. Некоторые связанные с охранными ограничениями неудобства проживания на особой территории должны компенсироваться определёнными льготами. Целостность культурной и природной среды становится качеством, которое может обеспечить развитие городского сообщества жителей исторического поселения (через доходы от туризма, реставрационно-восстановительные работы, повышение социального статуса и т.д.).

Для оценки результативности деятельности предлагается установить следующие показатели, по которым должны готовиться отчёты раз в два года:




Приоритеты деятельности

Показатели

Изм

1

Изучение историко-историко-культурного наследия под девизом «Каждое поселение для нас ценно, каждый дом нам дорог»;


-количество обследованных поселений;

-количество выявленных, обследованных и описанных объектов;

-площадь территорий, на которых будет проведено историко-культурное обследование с оформлением документации, на выявленные в ходе обследования объекты культурного наследия;

- объём проведенных работ по топографической съемке земельных участков, занятых выявленными объектами и зонами их охраны;

-доля паспортизированных объектов культурного наследия (памятников архитектуры и истории) регионального значения, расположенных в Республики Татарстан в общем количестве объектов культурного наследия - памятников архитектуры и истории регионального значения-


Га

%;


2

-Градостроительное регулирование интегрированного сохранения;


-Количество объектов культурного наследия, для которых установлены и утверждены зоны охраны ;

-доля объектов культурного наследия, территории которых картографированы и внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и учтены в документах территориального планирования-%;

Количество документов территориального планирования, проектов планировки и градостроительного зонирования, в которых учтены территории окн и зоны их охраны.


Окн

%


3

Обеспечение доступности и безопасности объектов культурного наследия, в первую очередь деревянного зодчества;


-Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов культурного наследия и услуг в туристском бизнесе, связанном с объектами культурного наследия в общей численности инвалидов.

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов культурного наследия в общем количестве приоритетных объектов.

-


%

4

Реставрация и консервация и мониторинг объектов культурного наследия

-доля объектов культурного наследия имеющих удовлетворительное состояние, в общем количестве объектов культурного наследия - памятников архитектуры и истории;

-доля объектов культурного наследия, приведённых в удовлетворительное состояние за отчётный период, в общем количестве объектов культурного наследия - памятников архитектуры и истории- %-количество приватизированных объектов культурного наследия и выполненных охранных обязательств;

-доля объектов культурного наследия, состояние фундаментов которых исследовано в режиме мониторинга неразрушающими методами.


-%

оокн


5

Археологические исследования и охранно-спасательные работы

- площадь проведенных спасательных полевых археологических работ на объектах археологического наследия.

-доля земельных участков, занятых памятниками археологии, переведенных в категорию земель историко-культурного назначения, от общего числа земельных участков, занятых объектами археологии;

- площадь территорий, на которых будет проведено историко-культурное (археологическое) обследование с оформлением документации, на выявленные в ходе обследования объекты культурного наследия;


Га

%

га



6

- Формирование «туристских коридоров», где наследие -основной элемент туристической инфраструктуры;


Количество объектов культурного наследия, включённых в туристско-рекреационные системы;

Количество маршрутов:

-федерального

-республиканского

-местного значения.
-Количество туристов, принятых в РТ.

-Доходы от туризма в бюджет республики.




Окн
Марш-руты

7

- Организация эффективного управления наследием: долгосрочные меры и ежедневные действия по сохранению

Количество историко-культурных заповедников:

-существующих;

-вновь созданных.

Количество инициируемых и реализованных проектов;

-Количество государственно-частных партнёрств;

Показатели эффективность мероприятий по сохранению историко- культурного наследия:

-мероприятия музеев-заповедников;

-реализованные государственные проекты;

-количество грантов по сохранению наследия.


пр

8

- Специальная подготовка кадров для разных видов деятельности по сохранению наследия,


Количество подготовленных специалистов:

-в области управления наследием;

-реставраторов;

-градостроителей.



Чел.

9

Социальное партнёрство- привлечение широких слоёв населения к делу охраны памятников истории и культуры.


Количество привлечённых к деятельности по охране памятников истории и культуры :

-общественных организаций

-НКО

-Вузов


-Школ и т.д.








Глава 4 Варианты прогноза и показатели на долгосрочный период (2012-2018)

Перед разработчиками Стратегии была поставлена задача оценить допустимые варианты Стратегии


Возможны 3 варианта долгосрочного прогноза:

1 вариант- инерционный сценарий -Ускорение физического разрушения объектов историко-культурного наследия антропогенными и природными факторами без выделения средств из бюджетов всех уровней и отсутствие преференций инвесторам представляет угрозу их "выживанию" и возможности быть переданными будущим поколениям. По экспертной оценке Российского института искусствознания в РФ в среднем в день разрушается по 1 памятнику, на территории РТ сосредоточено около 10% окн РФ. За 6 лет это число в РТ может составить около 290 объектов, то есть 18% из числа стоящих на госохране, особенно уязвимы объекты археологического наследия.
2 вариант –сценарий фантастический Максимальное выделение средств из бюджетов всех уровней для приостановление процессов физического разрушения объектов культурного наследия их консервацией на более чем 700 объектов культурного наследия, нуждающихся в этом.
3 вариант: сценарий оптимальных изменений Активное включение объектов культурного наследия в современное функционирование и развитие исторических поселений при условии проведения реставрационных работ с привлечением не только бюджетных, но внебюджетных средств путём предоставления определённых преференций инвесторам.

Для каждого вида опасностей и типов исторических сооружений следует разработать профилактические меры с комплексом организационных, административных и технических мероприятий по предотвращению угроз, снижению потерь и ущерба. Они наряду со специальными планами на случай чрезвычайных ситуаций должны формироваться на межведомственной основе с привлечением служб пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, экологического надзора, аварийных служб и милиции.


Глава 5. Основные предлагаемые меры, сроки их реализации
Мероприятия предлагаются по уровням : федеральном, региональный, муниципальном и предложены в 2 этапа: первоочередные и среднесрочные (до 2018 года.


пп

Мероприятия

первоочередные 2012-2013 г.

среднесрочные

2014—2018 гг.

1

2

3

4

1

Взаимодействие с федеральными государственными органами в сфере охраны и использования историко-культурного наследия


Участие в национальном докладе Правительству Российской Федерации о состоянии охраны и использования историко-культурного наследия России.

На федеральном уровне предлагается: в Список исторических населенных пунктов РФ включить в установленном порядке следующие поселения: Арск, Заинск, Новошешминск, Рыбная слобода, Черемшан, совместно с Министерством культуры РФ и Минрегионразвития РФ

Предлагается создать федеральное государственное учреждение «Историко-архитектурный и художест-венный музей-заповедник «Остров-град Свияжск» и музей-заповедник «Уездный город Чистополь».


Участие в разработке Стратегии сохранения историко-культурного наследия России.

2

Региональная государственная политика в сфере сохранения и использования историко-культурного и природного наследия


Включение сохранения историко- культурного наследия в приоритеты социально-экономического развития РТ.

Принять программу «Мирас-наследие на 2013-2018 гг.» Завершение организационной работы по включению памятников Болгарского историко-архитектурного и Свияжского культурно-ландшафтного комплексов в Список объектов Всемирного природного и культурного наследия;

Применение международных норм в области сохранения историко- культурного наследия

Организовать работу по определению границ территорий объектов культурного наследия и зон их охраны (проектами зон охраны объектов культурного наследия на историческое поселение или отдельно на комплекс и объект) и закреплению их в земельном кадастре с регистрацией обременений в Регистрацион-ной палате РТ;

Создание механизмов повышения мотивации к деятельности по сохранению наследия: юридических, организационных, практических .

Организация государственно-частных партнёрств по реконструкции кварталов исторического центра Казани.

Запустить пилотный проект

«Разработка методологии определения охранно- сервис-ного потенциала объектов культурного наследия и проведения оценки рыночной стоимости объектов».



Выделение сохранения историко- культурного наследия как отдельной статьи финансирования при экономиическом планировании РТ

Развитие международного и регионального сотрудничества в области сохранения историко-культурного наследия.

Осуществление мониторинга содержания объектов Казанского Кремля и его «буферной» зоны – представление периодических отчетов в Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО.


1

3

Научно-исследовательская деятельность в области выявления и охраны историко-культурногонаследия


Разворачивание исследовательской программы «Каждое поселение для нас ценно, каждый дом для нас дорог» с привлечением краеведов вдоль «Восточного транзита»

Комплексные экспедиционные исследования историко- культурного наследия на территории РТ;

Паспортизация памятников истории и культуры РТ

Издание Свода окн Казани

Разработка «Атласа историко-культурного наследия народов Республики Татарстан»


Подготовка и издание «Свода памятников истории и культуры татарского народа на территории Российской Федерации (Европейская часть России).

Паспортизация памятников истории и культуры татарского народа на территории Российской Федерации (Уральский регион, Сибирь).

Комплексные экспеди-ционные исследования историко- культурного наследия татарского народа в регионах Российской Федерации

- Издание Свода объектов культурного наследия РТ



4

Градостроительное регулирование деятельности на территории исторических поселений.


Разработка Концепции сохранения и развития исторического центра Казани, на основе котрых обеспечить разработку проектов планировки кварталов исторических центров городов.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия Болгара и Свияжска, исторических поселений Елабуги и Чистополя.

Необходима организация разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, правил землепользования и застройки и проектов планировки территорий исторических центров города в зонах регулирования застройки за счёт средств местного и республиканского бюджетов.


Разработка концепций сохранения и развития исторических центров, Чистополя, Елабуги, на основе котрых обеспечить разработку проектов планировки кварталов исторических центров городов.

Разработка проектов зон охраны окн 9 исторических населённых пунктов РТ

Узаконение в планировочной практике:«зон ограниченного автомобильного доступа» (организуемых в пределах исторического центра города на платной основе или открытых исключительно для общественного транспорта, включая автомобили-такси);


5

Муниципальная политика в области сохранения историко-культурного наследия


Рекомендовать включение сохранения историко- куль-турного наследия в приори-теты социально-экономи-ческого развития истории-ческих поселений; развитие инфраструктуры и повышение качества сервисного обслуживания городских и региональных туристических объектов.

Участие в конкурсах на получение грантов во Всероссийских программах «Культура России», «Малые исторические города».

Рекомендовать заключение побратимских договоров для обмена опытом исторических поселений стран СНГ и стран Балтии.


Включение сохранения историко-историко-культурногонаследия в приоритеты социально-экономического развития муниципальных районов и поселений с историко-культурным наследием

Проведение работ по благоустройству исторически значимых мест в городах и населенных пунктах районов для формирования историко-культурной среды и развития объектов культуры, включение их в туристко-экскурсионные маршруты.



6

Меры по обеспечению доступности и безопасности и противодействия разрушительным явлениям


Разработка программы «Доступность и безопасность объектов культурного наследия».

Обеспечение мобильными пандусами наиболее важных объектов культурного наследия РТ, разработка мер безопасности объектов деревянного зодчества. -физическая защита (усиление дверей, видеонаблюдение, центр контроля и т.п.);

-систематические противопожарные мероприятия.


Обеспечение обязательного страхования рисков утраты (гибели), повреждения, хищения объектов культурного наследия. Должны быть разработаны нормы и правила содержания и эксплуатации объектов культурного наследия с учетом особенностей этого вида недвижимости.

Комплексное решение проблем экологической безопасности и сохранения и использования историко-культурногонаследия.

Разворачивание программы «Доступность и безопасность объектов культурного наследия ».

Обеспечение объектов историко-культурного наследия мобильными пандусами и приставными лифтами.



7

Реставрация, консервация, воссоздание и мониторинг объектов культурного наследия.


Реставрация объектов подготовки к Универсиаде-2013-31 объектов культурного наследия, всего 265 зданий.

Реставрация памятников деревянного зодчества- 37окн с воссозданием 5 объектов.

Объекты, отселённые по программе аварийности в Чистополе и Елабуге-28

-пропаганда качества реставрационных работ с помощью выставок, конкурсов, мастерских ремесленников в туристских зонах;

-проведение мониторинга состояния объектов культурного наследия Казани неразрушающими геофизическими методами.


Реставрация объектов подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018-56 окн.

Консервация объектов архитектурно-археологического наследия

Воссоздание утраченных наиболее ценных объектов культурного наследия.

Мониторинг состояния объектов культурного наследия исторических поселений неразрушающими геофизическими методами.



8

Формирование «туристских коридоров», где наследие -основной элемент туристической инфраструктуры;


Формирование федеральных маршрутов:

-«По Ногайской дороге к Шелковому пути»,

-« По Сибирскому тракту»;

-«По Галицкой дороге»;

-«По Зюрейской дороге»;

-«Закамские засечные черты».


региональных маршрутов:

-«Татарстан-страна городов и городищ»,

- «Заказанье литературное» .

Организация Елабужской туристско-рекреационной зоны.

-Развитие комплексной туристко-оздоровительного парка «Камские Поляны».

-Разработка проекта «Развитие туристской инфраструктуры туристского коридора «Восточный транзит»


Реализация проекта «Развитие туристской инфраструктуры туристского коридора «Восточный транзит». Возобновление транснацио-нального проекта «Великий волжский путь» в соединении с «Великим Шёлковым путём»

9

Подготовка кадров для памятнико-охранной деятельности


Разработка рабочих программ подготовки бакалавров и магистров в КФУ, КазГАСУ, Университета культуры, Института дополнительного образования работников культуры по специализациям в рамках ФГОС. Активное использование историко-историко-культурногои природного наследия является базой культурно-образовательной стратегии, объединяющей образовательный и культурно-досуговой компоненты.
Образовательная стратегия для удовлетворение запросов и потребностей различных категорий: от дошкольного возраста до пенсионеров

  • осуществление образовательных программ;

  • проведение конференций и семинаров, фестивалей и праздников;

  • активное участие в конкурсах и образовательных грантах.

Целесообразна подготовка специалистов по реставрации и охране наследия в системе среднего специального и высшего образования на основе государственного или муниципального заказа.

Использование потенциала высших учебных заведений (КФУ, КазГАСУ, ГУКИ, Института дополнительного образования работников культуры, ТИСБИ) для организации курсов дополнительного образования в области охраны памятников .



Разработка теоретико-методологического аспекта изучения историко-историко-культурногои природного наследия Татарстана в структуре гуманитарного образования. Использование Всемирного природного и культурного наследия для изучения Всеобщей истории, истории архитектуры и градостроительства.

Реализация принципа непрерывного образования с координацией образовательной деятельности КФУ, КазГАСУ, Университета культуры, Института дополнительного образования работников культуры для обеспечения специалистами сфер управления наследием, реставрации, градострои-тельной реконструкции, туристического бизнеса на всех ступенях: бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное образование.

Подготовка специалистов по направлениям:

-«управление наследием»;

-«реставрация объектов историко-культурногонаследия»;

-«градостроительная реконструкция».



10

Культурно-образовательная и просветительная деятельность


Разработать программу непрерывного образования в области сохранения наследия, начиная с дошкольного образования «Мой город», содействие программам внешкольного образованию ( викторины, конкурсы , факультативы) и курсов для пенсионеров Использование всех средств массовой информации для пропаганды дела сохранения наследия;

-широкое информирование общественности через средства массовой информации положительного опыта содержания объектов историко-культурного наследия;

-проведение циклов лекций по телевидению и радио по популяризации историко- культурного наследия;


Внедрить программу непрерывного образования, начиная с дошкольного образования «Мой город», содействие программам внешкольного образованию ( викторины, конкурсы , факультативы) и курсов для пенсионеров в области сохранения наследия

11

Социальное партнёрство и привлечение широкой общественности, молодёжи к сохранению объектов культурного наследия

Сотрудничество с ТРО ВООПИиК, творческими союзами, Российским и Казанским краеведческими обществами с государствен-ными и муниципальными органами в деле сохранения историко-культурного наследия, повышение роли общественных организаций и использование научного и гражданского потенциала их членов.

Создание реставрацион-ных и строительных студенческих отрядов, волонтёрского движения;

Содействие деятельности молодёжных общественных движений: «Красный щит», «За чистую и красивую Казань», «Помоги другому».


Формирование системы информационно-справочного и обеспечения в сфере охраны и использования наследия

Подготовка информационной базы документации наследия.

Создание информационного банка данных на государственных языках Республики Татарстан - «Культурное наследие Республики Татарстан».

Создание лагерей. стройотрядов и поддержка волонтерского движения.




Глава 6 Механизмы реализации Стратегии

Для реализации Стратегии необходимо разработать подпрограммы, соответствующие определённым в ней приоритетам:

-Изучение, сохранение и использование историко- культурного наследия Республики Татарстан;

-Доступность и безопасность объектов культурного наследия ;

-Градостроительное регулирование деятельности на территории исторических поселений.

-Создание государственно-частных партнёрств в области сохранения наследия;

-Реорганизации органов охраны памятников истории и культуры,


-Формирование историко-культурного туристического продукта

-Сохранение нематериального наследия

-Организация сохранения археологического наследия;

(например, программа «Городища» для сохранения земель археологического наследия с целью точной привязки памятников археологии к территории региона и выявления зон возможного экспонирования объектов «на месте» и реновацией зоны).

-Развитие татарстанской школы реставрации

-Подготовке кадров для памятникоохранной деятельности;

-Эффективное использование объектов наследия в сфере рекреации и туризма

-Международное и региональное сотрудничество в области сохранения историко- культурного наследия

-Социальное партнёрство, налаживание эффективного взаимодействия с некоммерческими организациями;

-Содействие развитию волонтёрской деятельности,

-Организация системы грантов для некоммерческих организаций в сфере охраны памятников истории и культуры.

-Организация страхования и оценочной деятельности в области сохранения наследия.


Глава 7  Исполнители и социальное партнёрство для реализации Стратегии.
Стратегия предназначена для следующих сегментов потенциальных соисполнителей:

  • специалисты в области охраны памятников истории и культуры

  • государственные и муниципальные органы, ответственные за сохранение объектов культурного наследия;

  • студентов и профессорско-преподавательского состава Каз ГАСУ и КФУ, других вузов и других учебных заведений, учащихся средних учебных заведений;

  • широких слоев населения, в том числе, старожилов, ветеранов и участников войн, студентов и школьников;

Социальное партнерство

При реализации Стратегии субъектами социального партнерства являются:



    • Министерство культуры РТ;

    • Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ;

    • Министерство экономики и промышленности РТ;

    • Министерство финансов РТ;

    • Министерство информации и печати РТ;

    • Министерство по делам молодёжи и спорту;

    • Муниципальные образования исторических поселений;

    • Институт истории АН РТ им. Ш. Марджани;

    • Республиканский центр археологии РТ;

    • Национальный музей РТ;

    • государственные историко-культурные и художественный музеи-заповедники РТ;

    • Некоммерческие организации (НКО);

    • Государственно-частные партнёрства;

    • Местное сообщество (общественные организации, СМИ).


Глава 8 Источники финансирования для реализации Стратегии.

Все возможные источники финансирования:

-бюджеты всех уровней;

-средства внебюджетных фондов;

-средства юридических и физических лиц;

-средства, полученные от приватизации памятников;

-отчисления от туристических компаний;

- отчисления от страховых компаний.



Проект Стратегии разработан по инициативе ТРО ВООПИиК под руководством действительного члена –корреспондента АН РТ Р.С. Хакимова творческим коллективом в составе : советник РААСН Ф.М. Забирова, к.и.н. Н.Г. Набиуллин, к.и.н. Р.Р. Салихов при консультациях с вице-президентом Российского общества оценщиков к.т.н. Е.И. Нейманом.

Проект обсужден и одобрен на заседаниях Научно-методического совета МК РТ 23.03.2012, конференции ТРО ВООПИиК 12.04.2012, заседании Общественной Палаты РТ 24.04.2012.

Просьба присылать предложения и замечания на адрес zfm.2000@ mail.ru



Смотрите также:
Проект Стратегия сохранения историко-культурного наследия Республики Татарстан
373.56kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики об охране и использовании историко-культурного наследия принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 29 июня 1999 года
272.13kb.
1 стр.
Охрана культурного наследия Республики Башкортостан
186.32kb.
1 стр.
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин историко-культурное наследие народов нашей республики
481.29kb.
4 стр.
П 30 Создание равных условий для культурного развития населяющих республику народов и культурно-досуговой деятельности населения
65.31kb.
1 стр.
Объекты культурного наследия федерального значения
1016.36kb.
5 стр.
Сохранение объектов культурного наследия
200.97kb.
1 стр.
Менеджмент в сфере охраны и использования историко-культурного наследия
102.88kb.
1 стр.
Отчет о работе Управления культуры и историко-культурного наследия
212.75kb.
1 стр.
Гу «Центр по охране и использованию историко-культурного наследия»
66.29kb.
1 стр.
«Перспективы исследования, реставрации и современного использования историко-культурного наследия Республики Абхазия»
30.76kb.
1 стр.
Семинаре «Охрана историко-культурного и природного наследия Соловецкого архипелага»
108.72kb.
1 стр.