Главная
страница 1
Приложение 1
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СПЕЦИАЛИСТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 7.110101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 1101 МЕДИЦИНА

Издание официальное

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Киев

ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАНО

Рабочей группой Министерства образования и науки Украины и Министерства здравоохранения Украины



2 ВНЕСЕНО

Главным управлением образования, науки и информационно-аналитического обеспечения Министерства здравоохранения Украины



3 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Образовательно-квалификационной характеристики специалиста образовательно-квалификационного уровня специалист

по специальности 7.110101 – Лечебное дело

направление подготовки 1101 – Медицина.




Орган

исполнительной

власти
Министерство здравоохранения Украины

Министерство труда и социальной политики Украины


Министерство образования и науки Украины




Должность, фамилия, имя, отчество

руководителя

Государственный секретарь Министерства

здравоохранения Украины

Поляченко Юрий Владимирович

11 июня 2002г.
Заместитель государственного секретаря

Министерства труда и социальной

политики Украины

Солдатенко Николай Алексеевич

18 июня 2002 г.
Заместитель государственного секретаря

Министерства образования и науки Украины

Степко Михаил Филимонович

26 июня 2002 г.


Подпись, печать


Подпись, печать


Подпись, печать


4 УТВЕРЖДЕНО

Приказом Министерства образования и науки Украины

от 16 апреля 2003 г. № 239
5 ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ

Этот стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования и науки Украины, Министерства здравоохранения Украины и Министерства труда и социальной политики Украины.



РАЗРАБОТЧИКИ СТАНДАРТА:


Руководитель группы

Широбоков Владимир Павлович,

д.м.н., профессор, член-корр. НАН и АМН

Украины, проректор по учебной работе


Заместитель руководителя группы

Витенко Иван Семенович,

к.п.н., профессор, директор
Амосова Екатерина Николаевна,

д.м.н., профессор, член-корр.

АМН Украины, зав. кафедрой
Березов Виктор Матвеевич,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Булах Ирина Евгеньевна,

д.п.н., профессор, зав. кафедрой


Ванханен Вильям Давыдович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Венцковский Борис Михайлович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Возианова Жанна Ивановна,

д.м.н., член-корр. АМН Украины,

зав. кафедрой
Волосовец Александр Петрович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Воронцов Михаил Петрович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Гарина Майя Григорьевна,

к.м.н., профессор, зав. кафедрой


Глушко Любомир Владимирович,

д.м.н., профессор, проректор


Гоц Юрий Денисович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Гульчий Олеся Петровна,

к.м.н., доцент, проректор


Казаков Валерий Николаевич,

д.м.н., профессор, академик АМН

Украины, ректор
Каменецкий Михаил Соломонович,

д.м.н., профессор


Карабан Олег Михайлович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Ковальчук Леонид Якимович,

д.м.н., профессор, ректор


Кондратенко Петр Геннадиевич,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Короткий Валерий Николаевич,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Костюк Инна Федоровна,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Крамарев Сергей Александрович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Кривченя Даниил Юлианович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Майданник Виталий Григорьевич,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Назар Павло Степанович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Оборнев Леонид Егорович,

к.м.н., доцент, зав. метод, кабинетом


Остапюк Любовь Ивановна,

к.м.н., доцент, начальник учебного отдела


Парпалей Иван Александрович,

д.м.н., профессор, проректор


Первак Марина Борисович,

д.м.н., профессор, руководитель

научно-исследовательской лаборатории
Перцева Татьяна Алексеевна,

д.м.н., профессор, проректор


Прохоров Евгений Викторович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Солдак Игорь Иванович,

д.м.н., профессор зав. кафедрой


Степаненко Геннадий Петрович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Талалаенко Александр Николаевич,

д.м.н., профессор, проректор


Тяжка Александра Васильевна,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Филончук Игорь Владиславович,

к.ф.-м.н., преподаватель


Фомин Петр Дмитриевич,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой


Хомченкова Наталья Ивановна,

к.м.н., доцент


Яворивский Александр Петрович,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой



Национальный медицинский

университет

Центральный методический кабинет по высшему медицинскому образованию МЗ Украины


Национальный медицинский

университет

Донецкий государственный

медицинский университет


Национальный медицинский

университет


Донецкий государственный

медицинский университет


Национальный медицинский

университет


Национальный медицинский
университет

Национальный медицинский

университет
Харьковский государственный

медицинский университет


Донецкий государственный

медицинский университет


Ивано-Франковская государственная медицинская академия
Национальный медицинский

университет


Национальный медицинский

университет


Донецкий государственный

медицинский университет

Донецкий государственный

медицинский университет


Харьковский государственный

медицинский университет


Тернопольская государственная

медицинская академия


Донецкий государственный

медицинский университете


Национальный медицинский

университет


Харьковский государственный

медицинский университет


Национальный медицинский

университет


Национальный медицинский

университет


Национальный медицинский

университет


Киевский медицинский институт УАНМ
Донецкий государственный

медицинский университет


Национальный медицинский

университет


Национальный медицинский

университет


Донецкий государственный

медицинский университет

Днепропетровская государственная медицинская академия
Донецкий государственный

медицинский университет


Донецкий государственный

медицинский университет


Национальный медицинский

университет


Донецкий государственный

медицинский университет


Национальный медицинский

университет


Национальный медицинский

университет


Национальный медицинский

университет


Национальный медицинский

университет


Национальный медицинский

университет





ВСТУПЛЕНИЕ

Образовательно-квалификационная характеристика (ОКХ) выпускника высшего учебного заведения является государственным нормативным документом, в котором обобщается содержание образования, то есть отображаются цели образовательной и профессиональной подготовки, определяется место специалиста в структуре хозяйства государства и требования к его компетентности, другим социально важным свойствам и качествам.

Этот стандарт является составным отраслевой компоненты государственных стандартов высшего образования, в котором обобщаются требования со стороны государства, мирового сообщества и заказчиков выпускников к содержанию образования и обучения. ОКХ отображает социальный заказ на подготовку специалиста с учетом анализа профессиональной деятельности и требований к содержанию образования и обучения со стороны государства и отдельных заказчиков специалистов.

ОКХ устанавливает отраслевые квалификационные требования к социально-производственной деятельности выпускника высшего учебного заведения с определенной специальностью и образовательно-квалификационным уровнем и государственные требования к характеристикам и качествам человека, который получил определенный образовательный уровень соответствующего профессионального направления.

Стандарт используется при:



  • определении первичных должностей и условий использования выпускников высших учебных заведений;

  • определении объекта, целей образовательной и профессиональной подготовки;

  • разработке и коррекции образовательно-профессиональной программы подготовки специалистов определенного образовательного и образовательно-квалификационного уровня;

  • разработке средств диагностики уровня образовательно-профессиональной подготовки специалиста;

  • определении содержания обучения как базы для овладения новыми специальностями, квалификациями;

  • определении содержания обучения в системе переподготовки и повышения квалификации;

  • аттестации выпускников высших учебных заведений и сертификации специалистов;

  • заключении договоров или контрактов относительно подготовки специалистов;

  • профессиональной ориентации соискателей профессии;

  • определении критериев профессионального отбора;

  • прогнозировании потребности в специалистах соответствующей специальности и образовательно-квалификационного уровня и планировании их подготовки;

  • обосновании перечней специальностей и специализаций высшего образования;

  • определении квалификации специалистов;

  • распределении и анализе использования выпускников высших учебных заведений.

Отраслевой стандарт высшего образования



Образовательно-квалификационная характеристика




СПЕЦИАЛИСТА


по специальности 7.110101 – ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

направления подготовки 1101 – МЕДИЦИНА


Действительный от ________________


__________________________________________________________________
1 Отрасль применения
Этот стандарт распространяется на органы управления высшим образованием, высшие учебные заведения, а также министерства, ведомства, ассоциации, предприятия, организации разных форм собственности, где готовятся или используются специалисты образовательно-квалификационного уровня специалист

по специальности 7.110101 – Лечебное дело

направления подготовки 1101 – Медицина

образовательного уровня – полное высшее образование

квалификации 2221.2 – Врач

с обобщенным объектом деятельности человек с его психофизиологическими особенностями, здоровье человека, поддержка здоровья, профилактика заболеваний, лечение человека, здоровье населения.

Специалист подготовлен к работе в соответствии с ДК 009-96:

Секция N Здравоохранение и социальная помощь

Раздел 85 Здравоохранение и социальная помощь

Группа 85.1 Деятельность здравоохранения

Класс 85.11 Деятельность лечебных заведений

Класс 85.12 Медицинская практика

Получение ступенчатого образования медицинского направления имеет свои особенности, которые нормативно определены пунктом 2 Постановления Кабинета Министров Украины от 20 января 1998 г. № 65 (с изменениями, внесенными согласно Постановлениям KM № 677 от 23.04.99 и № 1482 от 13.08.99) и Положением об особенностях ступенчатого образования медицинского направления, которое утверждено приказом МЗ Украины от 24.02 2000 г. № 35.

Специалист по завершении обучения по соответствующей образовательно-профессиональной программе общей врачебной подготовки по отмеченной базовой специальности способен выполнять профессиональную работу:

врач интерн (код КП-3229);

врач-стажер (код КП-3221).

На последипломном этапе (в интернатуре) обучение осуществляется по образовательно-профессиональным программам подготовки специалиста с первичной специализацией (перечень утвержден приказом МЗ Украины от 06.03.96 г. № 50) соответственно приобретенной базовой специальности. После подготовки в интернатуре (резидентуре) специалисту присваивается квалификация - врач определенной специальности, и он способен выполнять отмеченную в ДК 003-95 профессиональную работу и может занимать соответствующую первичную должность.


Код КП Профессиональное название работы


2229.2 Врач лечебной физкультуры и спортивной медицины

2221.2 Врач лучевой терапевт

2221.2 Врач радионуклидный диагност

2221.2 Врач общей практики – семейный врач

2221.2 Врач станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи

2221.2 Врач акушер-гинеколог

2221.2 Врач анестезиолог

2225.2 Врач вирусолог

2221.2 Врач генетик

2221.2 Врач дерматовенеролог

2221.2 Врач инфекционист

2229.2 Врач лаборант

2229.2 Врач лаборант-генетик

2221.2 Врач невропатолог

2221.2 Врач нейрохирург

2221.2 Врач онколог

2221.2 Врач ортопед-травматолог

2221.2 Врач отоларинголог

2221.2 Врач офтальмолог

2212.2 Врач патологоанатом

2225.2 Врач профпатолог

2221.2 Врач психиатр

2221.2 Врач радиолог

2229.2 Врач судебно-медицинский эксперт

2221.2 Врач терапевт

2221.2 Врач терапевт участковый

2221.2 Врач терапевт подростковый

2221.2 Врач терапевт цехового врачебного участка

2221.2 Врач уролог

2229.2 Врач физиотерапевт

2221.2 Врач фтизиатр

2221.2 Врач хирург


После отработки установленного законодательством для молодых специалистов срока специалисты могут пройти переподготовку и приобрести другую врачебную специальность, кроме стоматологии, и выполнять соответствующую профессиональную работу.

Этот стандарт устанавливает:



  • профессиональное назначение и условия использования выпускников высших учебных заведений определенной специальности и образовательно-квалификационного уровня в виде перечня первичных должностей, производственных функций и типовых задач деятельности;

  • образовательные и квалификационные требования к выпускникам высших учебных заведений в виде перечня способностей и умений решать задачи деятельности;

  • требования к аттестации качества образовательной и профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений;

  • ответственность за качество образовательной и профессиональной подготовки.

Стандарт является обязательным для высших учебных заведений, которые готовят специалистов данного профиля. Предприятия, учреждения, организации должны обеспечить необходимые условия для использования специалистов в соответствии с полученной ими в высшем учебном заведении квалификации и специальности согласно действующему законодательству.

Стандарт используется для сертификации специалистов и аттестации выпускников высших учебных заведений.


2.Нормативные ссылки
В этом стандарте имеется ссылка на такие государственные стандарты, постановления и приказы:

  • ДК 009-96 Государственный классификатор видов экономической деятельности;

  • ДК 003-95 Государственный классификатор профессий;

  • Закон Украины "О высшем образовании" от 17 января 2002 года;

  • Постановление Кабинета Министров Украины от 24 мая 1997 г. № 507 «О перечне направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням» (с изменениями и дополнениями);

  • Постановление Кабинета Министров Украины от 20 января 1998 г. № 65 «Об утверждении Положения об образовательно-квалификационных уровнях» (пункт 2 с изменениями, внесенными согласно Постановлениям KM № 677 (677-99-п) от 23.04.99 № 1482 (1482-99-п) от 13.08.99);

  • Приказ Министерства здравоохранения Украины от 24.02.2000 г. № 35 «Об утверждении. Положение об особенностях ступенчатого образования медицинского направления» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 26.06.2000 г. за № 370/4591);

  • Положение о системе лицензионных интегрированных экзаменов специалистов с высшим образованием направлений "Медицина" и "Фармация", утвержденное приказом Министерства здравоохранения Украины № 251 от 14.08.1998 г. (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 11.09.1998 г. за № 563/ 3003).

  • Перечень специальностей и сроки обучения в интернатуре выпускников медицинских и фармацевтических высших учебных заведений, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины № 50 от 06.03.96 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 22.03.1996 г. за №134/1159).

3. Обозначения и сокращения
В данном стандарте применяются следующие сокращения названий:

а) видов типовых задач деятельности:

ПФ – профессиональная;

СВ – социально-производственная;

СП – социально-бытовая

б) классов задач деятельности:

С – стереотипная;

Д – диагностическая;

Е – эвристическая

в) видов умения:

ПП – предметно-практическое умение;

ПР – предметно-умственное;

ЗП – знаково-практическое;

ЗР – знаково-умственное

г) уровней сформированности данного умения:

О – умение выполнять действие, опираясь на материальные носители информации относительно него;

Р – умение выполнять действие, опираясь на постоянный умственный контроль без помощи материальных носителей информации;

Н – умение выполнять действие автоматически, на уровне навыка

д) способностей:

З – способность;

МСЭК – медико-социальная экспертная комиссия.
4. Производственные функции, типовые задачи деятельности и умения

в решении типовых задач деятельности
4.1 В соответствии с должностями, которые может занимать выпускник высшего учебного заведения, он способен выполнять производственные функции (осуществление определенных типов деятельности) и типовые для данной функции задачи деятельности. Каждой задаче соответствует система умений, обеспечивающих решение этой типовой задачи деятельности.

4.2 Высшие учебные заведения должны обеспечить овладение выпускниками системой умений решать определенные типовые задачи деятельности при осуществлении определенных производственных функций, которые определены в таблице Приложения А.



Примечание: В таблице Приложения А в графе 3 и графе 5 приведены шифры типовых задач деятельности и умений по структурам:

а) шифр типовой задачи деятельности


X. XX. X. XX
номер задачи, сквозной для данной производственной функции

класс типовой задачи деятельности

вид типовой задачи деятельности

номер функции
б) шифр умения
X. XX. X. XX. XX. X. ХХ
номер умения, сквозной для данной

производственной функции

уровень сформированности умения

вид умения

шифр типовой задачи деятельности

5. Способности решать проблемы и задачи социальной деятельности и умения, отображающие наличие этих способностей
5.1 Общие требования к свойствам и качествам выпускника высшего учебного заведения как социальной личности подаются в виде перечня способностей решать определенные проблемы и задачи социальной деятельности и системы умений, что являются отображением наличия этих способностей.

5.2 Высшие учебные заведения должны сформировать выпускников как социальных личностей, способных решать определенные проблемы и задачи социальной деятельности при условии овладения системой умений, которые определены в таблице Приложения Б.



Примечание. В таблице Приложения Б в графе 1 и графе 3 приведены шифры способностей и умений по структурам:

а) шифр способности

З.ХХ

номер способности

способность
б) шифр умения

З.XX. ХХ. Х, ХХ

номер умения, сквозной для данной способности

уровень сформированности умения

вид умения



шифр способности


6 Требования к профессиональному отбору

6.1 На обучение в высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации направления подготовки "Медицина" принимаются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют полное общее среднее образование.

6.2 Высшее учебное заведение разрабатывает требования к отбору абитуриентов в виде системы знаний, умений и навыков, которые основываются на требованиях стандарта полного общего среднего образования.

6.3 Способности и уровень образования абитуриента контролирует высшее учебное заведение при проведении вступительных экзаменов в соответствии с правилами приема в высшее учебное заведение, которые утверждаются соответственно существующей нормативно-правовой базе.

6.4 Психофизиологические и физические свойства абитуриента, которые обусловливают его способность выполнять программу обучения в высшем учебном заведении и в будущем выполнять работу врача, проверяются врачебной сертификационной комиссией.

7. Требования к государственной аттестации выпускников

высших учебных заведений
7.1. Государственная аттестация выпускников высших учебных заведений осуществляется Государственной экзаменационной комиссией, которая формируется высшим учебным заведением.

7.2. Нормативной формой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений является стандартизированный тестовый и практически-ориентированный государственные экзамены.

7.3. Стандартизированный тестовый государственный экзамен – это лицензионный интегрированный экзамен, который проводится в соответствии с Положением о системе лицензионных интегрированных экзаменов, утвержденным приказом МЗ Украины от 14.08.1998 г. №251 и осуществляется Государственной экзаменационной комиссией ВУЗа и Центром тестирования профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием направлений подготовки "Медицина" и "Фармация" при МЗ Украины.

7.4. Лицензионный интегрированный экзамен состоит из двух тестовых экзаменов "Шаг 1" и "Шаг 2". Тестовый экзамен "Шаг 1" является семестровым экзаменом и измеряет показатели качества профессиональной компоненты базового высшего образования. Тестовый экзамен "Шаг 2" является составной частью государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и измеряет показатели качества профессиональной компоненты полного высшего образования.

7.5. Практически-ориентированный государственный экзамен проводится в форме государственных выпускных экзаменов или комплексного государственного экзамена. Практически-ориентированным государственным экзаменом оценивается качество решения типовых задач деятельности специалиста в условиях, приближенных к профессиональной деятельности. Форма проведения практически-ориентированного государственного экзамена определяется высшим учебным заведением.

7.6. Процедура оценивания личных профессиональных качеств и способностей решать проблемы и задачи социальной деятельности определяется высшим учебным заведением.


8. Ответственность за качество образования и профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений
8.1. Высшие учебные заведения всех форм собственности, которые осуществляют подготовку специалистов по специальности 7.110101 "Лечебное дело», гарантируют качество профессиональной подготовки выпускников не ниже уровня, который установлен образовательно-квалификационной характеристикой.

8.2. Для систематического контроля степени сформированности профессиональных умений и навыков используется текущий, итоговый контроль и государственная аттестация, которая проводится в соответствии с нормативными требованиями Министерства здравоохранения Украины и Министерства образования и науки Украины.

8.3. Учебное заведение лишается лицензии на подготовку специалистов, если показатели его деятельности по результатам аттестации не отвечают государственным требованиям.

8.4. Пересмотр и изменения отраслевых стандартов высшего образования (образовательно-квалификационной характеристики, образовательно-профессио­нальной программы подготовки и средств диагностики качества высшего образования), которые обусловлены необходимостью отображение достижений науки и практики медицинских знаний, осуществляются согласно Закону Украины "О высшем образовании" и постановлений Кабинета Министров Украины.








Смотрите также:
Приложение 1 отраслевой стандарт высшего образования образовательно-квалификационная характеристика специалиста
213.02kb.
1 стр.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста
288.83kb.
1 стр.
Стандарт предприятия
325.08kb.
1 стр.
Приложение 2 к отраслевой целевой программе
91.16kb.
1 стр.
Приложение общая характеристика мо «Светогорское городское поселение»
796.49kb.
5 стр.
Приложение общая характеристика мо «Светогорское городское поселение»
926.69kb.
7 стр.
Вопросы к зачёту по курсу «Введение в педагогическую профессию»
1445.55kb.
9 стр.
Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля для учреждений высшего образования
279.92kb.
1 стр.
Руководство по обеспечению Качества в Европейской Зоне Высшего Образования, который был поддержан eua, eurashe и esib и одобрен европейскими министрами образования на саммите в Бергене
436.76kb.
3 стр.
Отраслевой стандарт
209.08kb.
1 стр.
Проект единый стандарт качества дошкольного образования в красноярском крае единый стандарт качества дошкольного образования
199.92kb.
1 стр.
Обеспечение качества высшего образования в республике таджикистан душанбе-2011
707.17kb.
4 стр.