Главная
страница 1
КОНЦЕПЦИЯ


развития общественного просветительского движения



в городе Москве



Основные разделы

1. Анализ ситуации и актуальность проблемы.

2. Состояние общественного просветительского движения в Москве.

3. Адресаты Концепции.

4. Основные приоритеты Концепции.

5. Нормативно-правовая основа Концепции.

6. Основные принципы развития общественного просветительского движения в городе Москве.

7. Основные формы государственной поддержки развития общественного просветительского движения в городе Москве.

8. Механизмы взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с участниками общественного просветительского движения.

9. Ожидаемые результаты.

10. Определение терминов.

1. Анализ ситуации и актуальность проблемы.

Особенности развития просветительства в XIX- XX в.в. в нашей стране неразрывно связаны с бурными процессами в общественно-политической и социально-экономической сферах, научно-технической революцией и промышленным подъемом, реализацией масштабных транспортных, энергетических, коммуникационных и др. проектов. Понадобилось не только быстро и в большом количестве готовить инженеров, техников, квалифицированных рабочих и операторов, но и менять отсталое общественное мнение у малограмотного населения, а также консервативное поведение чиновников и правящей "элиты" того времени.

В этих целях были созданы первые самоуправляемые общественные добровольные организации, такие, как, например, "Вольное экономическое общество", "Московский комитет грамотности", "Народные университеты", "Политехническое общество", "Общество естествознания", "Всесоюзное общество "Знание" и другие, которые одной из приоритетных задач видели научно- и культурно-просветительскую, а также экономическую, правовую, техническую и другую информационно-разъяснительную деятельность в широких массах населения. В активную просветительскую деятельность включились выдающиеся деятели науки (Менделеев Д.И., Вернадский В.И., Попов А.С., Пирогов Н.И., Тимирязев А.К., Губкин И.М и др.), в большинстве случаев бескорыстно, "на общественных началах". Позже этих же принципов придерживались последующие поколения просветителей (Вавилов С.И., Келдыш М.В., Скрябин Г.К., Образцов И.Ф., Фролов К.В. и многие другие.). И сегодня много времени уделяют общественной просветительской работе и распространению современных знаний такие известные деятели науки, техники, образования и культуры, как Велихов Е.П., Бокерия Л.А., Гинзбург В.Л., Садовничий В.А., Бэлза С.И., Капица С.П., Рошаль Л.М. и многие другие.

Особую актуальность и важность приобрело просветительское движение в период восстановления после Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. разрушенного народного хозяйства. Одним из важнейших выводов, сделанных руководством страны после войны, стал вывод о необходимости приоритетного развития в стране передовой науки, техники, а значит - просвещения.

Но время показало, что официальное просвещение, объединяя все государственные формы образования и соответствующие учреждения, не может полностью восполнить огромный дополнительный потенциал просветительского общественного движения.

В целях развития общественного просветительского движения, в стране была создана хорошо продуманная система разноплановых просветительских обществ и организаций, объединивших значительную часть научно-технической и творческой интеллигенции (Общество "Знание", Союз научных и инженерных обществ", "Педагогическое общество", Общество "Красного Креста и полумесяца", различные отраслевые и творческие союзы). Это были самоуправляемые и, в основном, экономически самостоятельные, действующие автономно от государственных институтов образования и культуры, общественные объединения. В сфере их внимания были все слои населения и, прежде всего, молодежь.

При этом государство способствовало созданию в структуре общественного просветительства просветительских организаций, Домов науки и техники, Центров и Домов знаний, выпуску своих газет, журналов и научно-популярной литературы, а также издательских, учебных, производственных, санаторных и др. подразделений, обеспечивающих общественному просветительству экономическую устойчивость и самостоятельность. Организации были экономически независимы и не получали средств из бюджета.

Сложившаяся система, не смотря на недостатки, способствовала закреплению - и, прежде всего, у молодежи - стремления к получению научных знаний и полезной профессии, занятию спортом и физической культурой, а также уважительного и высокопатриотического отношения к истории и культуре своего государства и населявших его народов.

В то же время, события последних десятилетий, связанные с изменениями на политической карте мира, глобализацией современной экономики, продвижением нового типа общественного развития - информационного, наряду с позитивными процессами, привели к большим социальным, межрегиональным, психологическим, педагогическим, нравственным и другим проблемам, включая манипулирование человеческим сознанием и общественным мнением.

Современное общество проходит через серьезный духовный кризис, причины которого во многом связаны с особенностями исторического, социально-общественного, научно-технического и экономического развития страны.

На смену коренным представлениям о духовных ценностях народа, которые сформировались всей его предыдущей историей, насаждаются новые ценностные ориентиры, которые проявляются в легковесном отношении к семейным ценностям, патриотизму и истории страны, в повсеместном распространении насилия, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Образ нашей страны и нашего народа, наших достижений и побед, нередко становится объектом необоснованной критики специально спланированных из-за рубежа информационных компаний, призванных нанести ущерб нашим национальным интересам.

Для преодоления складывающихся негативных тенденций необходима консолидация значительных интеллектуальных ресурсов. Существенной составляющей этого ресурса является общественное просветительное движение.

2. Состояние общественного просветительского движения в Москве

В Москве насчитывается более тысячи общественных организаций, созданных в форме союзов, ассоциаций, научных и отраслевых обществ, фондов, клубов, центров и иных объединений, занимающихся просветительской деятельностью.

За последние три года их работа заметно активизировалась. Этому способствовало проведение ряда мероприятий, направленных на объединение потенциала просветительских общественных организаций для решения общественно- и социально значимых задач, способствующих возрождению на новой основе традиций просветительства, усилению роли просветительских организаций в формировании зрелого гражданского общества.

В мае 2005 года по инициативе Межрегиональной общественной просветительской организации "Знание", Ядерного общества России, Московского Фонда Мира, Международного общественного гуманитарного фонда "Знание" им. К.В.Фролова и др. при поддержке Правительства Москвы прошел I-ый Конгресс московских просветительских организаций, в котором приняло участие около 200 общественных просветительских организаций. В развитие решений Конгресса московских просветительских организаций, в сентябре 2008 года в Москве прошел I Конгресс общественного просветительского движения России и выставка общественных просветительских проектов.

Создан Общественный Совет просветительских организаций России. 125 просветительских общественных организаций Москвы в 2008 году стали победителями федерального конкурса по обеспечению государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Победителями конкурсов социально значимых проектов и программ, проводимых Комитетом общественных связей города Москвы, Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, Департаментом физической культуры и спорта города Москвы и Департаментом социальной защиты населения города Москвы, ежегодно становятся более двухсот общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих просветительскую деятельность.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция стремления просветительских организаций к укреплению материально-технической базы, повышению профессионализма, конкурентной способности на рынке оказания информационных, консультативных и иных, в том числе на благотворительной основе, услуг, а также эффективному участию в реализации межрегиональных и региональных программ социально-экономического, научно-технического и гуманитарного развития.

Вместе с тем, общественное просветительское движение, во многом стихийно сложившееся на остатках прошлой системы, разобщено, не координируется и в значительной степени коммерциализировано.

Разрушена инфраструктура общественного просветительского движения. В период политических преобразований, происходящих в нашей стране, практически прекратила свое существование такая мощная общественная структура, как Всероссийское общество "Знание". На смену ей только начала набирать силу и авторитет действующая в Москве Региональная общественная организация "Знание". Прекратили свое существование "Дом Знаний", "Дом науки и техники", многие годы не работает Планетарий, отсутствует издательская база. Резко сократилось число изданий (газет, журналов) общественно-просветительской направленности. Лекционная работа носит эпизодический характер. Потеряна связь с предприятиями и организациями. В результате просветительское движение потеряло экономическую устойчивость и самостоятельность.

Многие организации попали в зависимость от зарубежных спонсоров, не имеют доступа к современным СМИ и средствам коммуникаций, используют весьма отсталую технологическую базу. Во главе некоторых организаций находятся малоавторитетные или слабо подготовленные лидеры.

Слабо используются возможности просветительских организаций в качестве каналов оперативного информирования и обратной связи органов власти города Москвы с жителями по актуальным вопросам и проблемам, касающимся жизнедеятельности москвичей, принимаемым органами исполнительной власти города Москвы решениям, особенно в условиях кризисных ситуаций.

Не способствует развитию просветительства сокращение численности объектов культуры за счет выбытия крупнейших учреждений профсоюзной и ведомственной принадлежности, а также неравномерное распределение учреждений культуры и учреждений дополнительного образования на территории города при ярко выраженной недостаточности в районах новостроек. (В 34% районов от общего числа районов Москвы отсутствуют какие-либо виды учреждений культуры и искусства).

Отсутствует практика создания профильных просветительских учреждений учреждениями науки, культуры, образования, а также органами местного самоуправления.

Действующая система налогообложения не предусматривает сокращение налогового бремени для просветительских общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций в части, касающейся осуществления профильной издательской деятельности или использования эфирного времени в средствах массовой информации, включая электронные.

Такое положение снижает эффективность общественной массовой просветительской работы, не позволяет в полной мере использовать весь ее потенциал для поддержки качественно нового, инновационного направления развития страны.

Концепция развития общественного просветительского движения в городе Москве (далее - Концепция) направлена на активизацию деятельности общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций и учреждений, реализующих просветительские программы, повышение их вклада в формирование стабильного гражданского общества, концентрацию внимания на участии в решении задач, приоритетных и актуальных для динамичного и устойчивого социально-экономического развития города.

Реализация Концепции будет способствовать созданию условий для развития общественного просветительского движения в городе Москве и его участников, расширению конструктивного взаимодействия с органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления в городе Москве по консолидации всех общественных сил в решении задач качественного изменения экономики и социальной сферы города, созданию системы оперативного информирования граждан по актуальным направлениям общественного, социально-экономического развития, принимаемых органами исполнительной власти города Москвы политических и управленческих решениях, формированию общественного мнения по вопросам общественно-социального характера.

3. Адресаты Концепции

Адресатами Концепции являются:

- общественные и иные негосударственные некоммерческие организации, занимающиеся просветительской деятельностью или осуществляющие просветительские проекты и программы в интересах москвичей;

- государственные организации, осуществляющие просветительские проекты и программы разной направленности;

- муниципальные учреждения;

- научные и образовательные учреждения, исследовательские, организационно-методические центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере организации просветительской деятельности и по содержанию просветительских программ;

- общественные и общественно-государственные институты;

- органы исполнительной власти города Москвы, координирующие и оказывающие государственную поддержку развитию общественного просветительского движения в городе Москве;

- префектуры административных округов, управы районов города Москвы;

- органы местного самоуправления в городе Москве;

- Общественный совет города Москвы;

- бизнес-структуры;

- московские профсоюзы;

- Московская городская Дума.

4. Основные приоритеты Концепции

Концепция направлена на реализацию долгосрочного курса на инновационное развитие общественного просветительского движения в городе Москве, опирающегося на интеллектуальный потенциал, эффективное применение знаний и умений людей, объединенных едиными целями и задачами, участвующими на добровольной основе в распространении и популяризации современных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру и мировоззрение человека.

Основными приоритетами Концепции являются:

- консолидация интеллектуальных и творческих ресурсов общества для формирования у москвичей гражданской активности и культуры, привлечения населения к активному заинтересованному участию в процессах развития и реализации планов развития города, создания атмосферы доброжелательности и здорового оптимизма;

- обеспечение эффективной координации и взаимодействия участников общественного просветительского движения с органами исполнительной власти города Москвы, бизнес-структурами, организациями и учреждениями в реализации совместных просветительских проектов и программ, отвечающих актуальным направлениям научно-технического, социально-экономического и общественного развития столицы;

- расширение круга участников и формирование кадрового ресурса общественного просветительского движения в городе Москве;

- содействие в развитии дополнительного, непрерывного и других современных форм образования, в создании доступных систем и равных возможностей повышения квалификации для всех категорий населения за счет привлечения к просветительской деятельности современного научного потенциала, всего богатства российской культуры, ее достижений и традиций;

- формирование благоприятного общественного мнения, устойчивой мотивации к инновационному движению, использованию моральных и иных стимулов, поддерживающих стремление людей к самосовершенствованию и эффективному применению своих способностей;

- организационно-методическая и технологическая модернизация общественного просветительского движения в городе Москве;

- осуществление целенаправленной политики по расширению и активному использованию современных форм и методик высокотехнологических средств массовой информации и коммуникаций.

Для достижения указанных целей, Концепция направлена на решение следующих приоритетных задач:

- выработку механизмов координации деятельности просветительских организаций города Москвы, содействующих усилению их роли в формировании зрелого гражданского общества, реализации приоритетных проектов, отвечающих актуальным направлениям общественного и социально-экономического развития столицы;

- создание организационной инфраструктуры общественного просветительского движения города Москвы на городском, окружном и ведомственном уровнях;

- обеспечение участия общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, занимающихся просветительской деятельностью, в разработке и принятии решений, касающихся развития системы просвещения, к экспертизе программ просветительских учреждений, к участию в разработке социальных программ, требующих участия системы просвещения;

- дальнейшее развитие в работе с людьми традиционных форм и методов просветительской деятельности (в т.ч. лекционная работа, дискуссионные клубы, общественная трибуна, дни знаний и др.), внедрение современных технологий, в том числе интернеттехнологий, обеспечивающих открытый диалог органов исполнительной власти города Москвы с лекторским активом, лидерами общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций;

- обобщение и распространение опыта проведения семинаров, тематических конференций, организация конкурсов, выставок и других мероприятий, способствующих формированию в обществе инновационной среды;

- привлечение кадрового интеллектуального потенциала, научной и творческой интеллигенции, специалистов, молодых ученых, преподавателей, студентов, аспирантов для научно- и культурно-просветительской работы с людьми различных категорий и возрастов;

- обучение и регулярное повышение квалификации лидеров и актива просветительских организаций, разработка новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию образовательных программ переподготовки и повышения квалификации москвичей;

- сохранение программно-целевого подхода к формированию просветительских проектов и программ, направленных на популяризацию современных знаний в экономической, правовой, научной, инженерно-технической и иных сферах;

- воспитание у москвичей всех возрастов осознанной необходимости и стремления к поддержке и укреплению своего здоровья, соблюдению здорового образа жизни;

- придание целенаправленного системного характера работе по улучшению образа города Москвы, повышению ее международного авторитета;

- разработка и реализация программ образовательного, экологического, оздоровительного и др. форм туризма по историческим и памятным местам Москвы, России;

- разработка и реализация просветительских программ для лиц с отклонениями по состоянию здоровья;

- укрепление связей с каналом "Радио-Знание";

- создание городского координационного, научнометодического, информационно-аналитического и издательского просветительского центра на базе Автономной некоммерческой организации Научно-мето дический центр "Московский дом знаний" с использованием возможностей уже существующих структур: Межрегиональной общественной просветительской организации "Знание" и Международного общественного гуманитарного фонда "Знание" им. К.В.Фролова;

- активное использование в просветительской деятельности уникальной базы музеев, библиотек, театров и др.;

- формирование разветвленной организационной инфраструктуры развития общественного просветительского движения в городе Москве, создание в административных округах города Москвы опорных информационно-методических просветительских центров;

- формирование единой информационной системы развития и поддержки просветительского движения, построенной с использованием современных информационных технологий и технических средств;

- распространение через радио- и телеканалы популярных просветительских программ: "Трибуна академика", "Экология души", клубы "Интеллектуал", "Герои Отечества", "Памятные даты", "Поддержка русского языка, литературы, книгоиздания" и др.;

- укрепление связей с просветительским каналом"Радио-Знание";

- расширение выпуска общественно-публицистических, информационно-просветительских программ, материалов, полос, рубрик, ориентированных на различные возрастные и социальные группы москвичей, в городских печатных и электронных средствах массовой информации.

5. Нормативно-правовая основа Концепции

Нормативно-правовой основой Концепции являются:

- Федеральные законы от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; от 04.04.05 № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации";

- законы города Москвы от 28.06.95 "Устав города Москвы"; от 12.07.06 № 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями";

- постановления Правительства Москвы от 25.07.06 № 564- ПП "О Концепции развития взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006-2010 гг."; от 12.12.06 № 956-ПП "О Комплексной целевой среднесрочной программе "Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 гг."; от 12.08.08 № 737-ПП "О городской целевой программе развития образования "Столичное образование - 5" на 2009-2011 годы"; от 11.09.07 № 805-ПП "О Городской целевой программе развития туризма в городе Москве на 2008-2010 годы"; от 11.09.07 № 778-ПП "О комплексной программе "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.); от 04.12.07 № 1050-ПП "О городской целевой программе "Столица многонациональной России" на 2008-2010 гг."; - Указ Мэра Москвы от 10.06.08 № 41-УМ "О создании Общественного совета города Москвы".

6. Основные принципы развития общественного просветительского движения в городе Москве, организации сотрудничества его участников с органами исполнительной власти города Москвы, государственными и иными организациями, реализующими просветительские проекты и программы

Основными принципами развития общественного просветительского движения в городе Москве, организации сотрудничества его участников с органами исполнительной власти города Москвы, государственными и иными организациями, реализующими просветительские проекты и программы являются:

- право общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, а также иных типов организаций и учреждений заниматься просветительской деятельностью и осуществлять просветительские проекты и программы с учетом государственных интересов;

- право москвичей на свободное пользование достижениями науки и культуры, расширение доступа к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их экономические, политические и иные интересы;

- партнерство и сетевое сотрудничество в деле развития просветительства;

- ориентация на государственную поддержку конкретных проектов с учетом их значимости в системе единой политики города, призванной обеспечить конституционное право граждан на участие в культурной жизни города и доступ к культурным ценностям;

- недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;

- ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

- широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;

- автономность и самоуправляемость общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих просветительскую деятельность;

- достоверность сообщаемых сведений;

- равноправное партнерство субъектов, причастных к организации или осуществлению просветительской деятельности, взаимная заинтересованность, доверие и ответственность за выполнение взятых на себя обязательств;

- прозрачность и публичность;

- совместное участие в формировании позитивно ориентированного информационного пространства на принципах публичности, открытости, достоверности и доступности.


7. Основные формы взаимодействия участников общественного просветительского движения в городе Москве с органами исполнительной власти города Москвы

Расширение поля взаимодействия участников общественного просветительского движения в городе Москве с органами исполнительной власти города Москвы и бизнесом с использованием в просветительской и информационной работе современных технологий, сети интернет, мультимедийных и электронных средств связи, готовность к восприятию и поддержке конкретных гражданских инициатив, которые носят конструктивный характер.

Создание на городском и окружном уровнях структур самоуправления общественным просветительским движением в городе Москве, организация их взаимодействия с органами исполнительной власти города Москвы.

Предоставление имеющихся ресурсов для создания и поддержки инфраструктуры взаимодействия и развития общественного просветительского движения в городе Москвы.

Развитие инфраструктуры информационного обмена, каналов обратной связи между участниками просветительской деятельности и органами исполнительной власти города Москвы.

Разработка и реализация учебных программ по подготовке и повышению квалификации лекторских кадров.

Организация и проведение встреч лекторских кадров и актива общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций и учреждений, осуществляющих просветительскую деятельность, с представителями органов исполнительной власти города Москвы, руководителями ведомственных структур.

Участие лекторских кадров, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих просветительскую деятельность, в реализации планов социально-экономического и общественного развития города, городских целевых программ, в том числе в целях расширения осведомленности населения о социально значимых программах и мероприятиях, направленных на повышение качества жизни москвичей.

Выполнение государственного социального заказа, оказание социальных услуг в рамках предоставленных субсидий из бюджета города Москвы на реализацию конкретных просветительских гражданских инициатив, которые носят конструктивный и созидательный характер.

Информирование населения о реализации совместных просветительских проектов и программ в целях формирования позитивного общественного мнения в поддержку развития партнерства органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими просветительскую деятельность.

Расширение и модернизация материально-технической базы общественного просветительского движения в городе Москве.

Создание и размещение при государственной поддержке в СМИ, на московском телеканале, студиях кабельного телевидения, в печатных изданиях, а также в сети интернет разножанровых общественно-публицистических, информационно-просветительских программ, ориентированных на различные возрастные и социальные группы москвичей.

Создание сайта Совета "Просветительство" в международной компьютерной сети Интернет.

8. Механизмы взаимодействия участников общественного просветительского движения в городе Москве с органами исполнительной власти города Москвы

Система межпрофильных и межотраслевых соглашений и договоров. Постоянно действующие государственно общественные и общественные советы по поддержке развития просветительской деятельности в городе Москве.

Государственные заказы и субсидии из бюджета города Москвы на предоставление услуг участниками просветительской деятельности, поддержку инновационных просветительских проектов.

Ежегодные:

- Конгресс московских просветительских организаций;

- Московский гражданский форум;

- Городская выставка социальных проектов и программ общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, в том числе просветительской направленности.

Участие представителей органов исполнительной власти города Москвы в конференциях, круглых столах, дискуссиях, иных мероприятиях, проводимых участниками общественного просветительского движения в городе Москве.

Встречи Мэра Москвы, руководителей органов исполнительной власти города Москвы, префектов административных округов города Москвы, иных представителей органов власти города Москвы с участниками общественного просветительского движения в городе Москве. Внедрение современных управленческих технологий, способствующих эффективному развитию межсекторного сотрудничества в сфере просветительства .

Организация и проведение совместных городских, региональных, отраслевых, ведомственных, социальных просветительских программ, проектов, мероприятий.

9. Ожидаемые результаты

Общественные просветительские организации Москвы имеют необходимый интеллектуальный потенциал и конструктивный настрой, чтобы внести свой вклад в поддержку процессов консолидации всего общества и объединение его общим стремлением к достижению поставленных целей.

К перечню важнейших результатов развития просветительского общественного движения в городе Москве следует отнести:

- воспитание патриотичных, гармонически развитых людей, способных к творчеству и адекватным действиям в сложных жизненных ситуациях, выполнению своего гражданского долга в особых условиях многомиллионного многоконфессионального города, в сложной социально-экономической, социокультурной, политической ситуации;

- поддержка и развитие форм и технологий, направленных на повышение результативности научной деятельности, формирование у людей и, в первую очередь, у молодежи, устойчивой потребности в получении современных научных знаний;

- противодействие тенденциям деградации исконных нравственных ценностей и устоев исторически сложившегося российского общества, содействие искоренению асоциальных явлений;

- повышение уровня жизни москвичей, их социального и морального статуса за счет использования приобретенных знаний;

- расширение инфраструктуры ведения международной пропаганды, повышение международного авторитета столицы;

- укрепление авторитета органов исполнительной власти города Москвы, рост доверия москвичей к руководству города.

10.Определение терминов.

Просветительская деятельность - совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию, стремление к передаче и получению необходимых знаний.

Общественное просветительское движение - сообщество общественных просветительских организаций, деятелей науки, техники, образования, культуры, искусства, работников высшей школы, медицины и других высококвалифицированных специалистов, объединенных едиными целями и задачами, участвующих на добровольной основе в распространении и популяризации современных знаний во все слои населения.

Общественные просветительские организации - доступные для широких масс населения общественные институты, действующие автономно от государственных институтов образования и культуры, чья деятельность направлена на повышение всеобщей грамотности и научно-техническое информирование, а также уровня экономической, правовой, бытовой культуры, профессионального обучения и повышения квалификации.



Гражданские инициативы в сфере просветительства - бескорыстный труд и творчество энтузиастов по распространению знаний и инновационных идей, их практическое продвижение во все слои населения.


Смотрите также:
Развития общественного просветительского движения в городе Москве Основные разделы
223.5kb.
1 стр.
Проект о мерах по развитию и обустройству транспортно- пересадочных узлов в городе Москве
257.41kb.
1 стр.
Решение муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Арбат в городе Москве 29. 09. 2011г. Мс-50-2011 о почётном знаке «Почётный житель внутригородского муниципального образования Арбат в городе Москве»
100.49kb.
1 стр.
Образования Хамовники в городе Москве отче т о работе муниципалитета
597.41kb.
3 стр.
Как склонять географические названия в сочетании с родовым словом? В городе Москва или в городе Москве?
48.02kb.
1 стр.
Закон города москвы об общественных пунктах охраны порядка в городе москве
127.76kb.
1 стр.
Бизнес-план: основные разделы и порядок разработки
1082.66kb.
5 стр.
Депутаты Совета депутатов муниципального округа Войковский в городе Москве
38.76kb.
1 стр.
Методика проведения конкурса на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы в муниципалитете внутригородского муниципального образования Замоскворечье в городе Москве
65.11kb.
1 стр.
Сборник базовых цен на проектные работы для строительства в городе москве мрр 06. 06-06
5629.09kb.
37 стр.
Заключение Общественного совета города Москвы по результатам общественного обсуждения проекта подпрограммы «Развитие туризма в городе Москве» раздела государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма»
53.18kb.
1 стр.
Депутаты Совета депутатов муниципального округа Молжаниновский в городе Москве
30.87kb.
1 стр.