Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


Тамбовская епархия Русской Православной Церкви

Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства
__________________________________________________________

Методические рекомендации

по проведению уроков и внеклассных мероприятий,

посвященных Дню православной книги


Тамбов

2013

Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги./ Авторы - составители: протоиерей Игорь Груданов, методист Лубянкина Р.Х., референт Галина Е.Н./ Тамбовская Епархия Русской Православной Церкви (Тамбовская епархия), 2013 г.

Пособие «Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги» подготовлено Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской Епархии Русской Православной Церкви в помощь для заместителей директоров по духовно-нравственному просвещению и воспитанию, методистов по научной работе и педагогов предмета «Основы православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ.

Пособие содержит материалы посвященных Дню православной книги, используемые в деятельности православных гимназий Московской области и педагогов Тамбовской области.


СОДЕРЖАНИЕ
Краткая аннотация……………………………………………………….3

Введение …………………………………………………………………4

Методическая разработка урока по теме «Книга и книжность

в истории Древней Руси»………………………………………………..5

Дополнительные материалы к проведению урока (внеурочных

мероприятий)…………………………………………………………….15

Классный час, посвященный Дню православной книги (5-6 класс)….42

Классный час, посвященный Дню православной книги (7-8 класс)….47

Классный час, посвященный Дню православной книги (4 класс)……55

Урок словесности, посвященный Дню православной книги (10 кл.)…59

Художественный салон – День православной книги (7,8, 9 классы)….64

Классный час, посвященный Дню православной книги (7 класс)….….72

Классный час, посвященный Дню православной книги (9-11 класс)….77

Приложения………………………………………………………………..88

1. Темы проектов и рефератов по истории книги и книжного

дела в России……………………………………………………………….89

2. Мудрые мысли о книгах и чтении……………………………………..90

3. Пословицы и поговорки о книгах и чтении…………………………...91

4. Тезаурус……………………………………………………….................91

5. Именной указатель………………………………………………………101

6. Интернет-ресурсы………………………………………………………107


Краткая аннотация
Методические указания и подробную информацию о проведении Дня православной книги в 2013 г. можно получить на официальном сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви в разделе «День православной книги» (http://izdatsovet.ru/actions/obd/met.php). Здесь представлены методические материалы: Учебные презентации «Первая печатная книга на Руси»; «Библейские мотивы в русской литературе и их влияние на формирование духовного мира учащихся», а также материалы для учителя «День православной книги в школе».

Общая информация об истории Дня Православной книги, полезные статьи, наглядный материал, презентации.

В России уже стало традицией 14 марта (по новому стилю) отмечать День православной книги. С инициативой проведения подобного праздника выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Дата праздника — 1 марта (14 марта по новому стилю) — выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 г. в нашей стране увидела свет первая печатная книга «Апостол», а имя первопечатника диакона Ивана Федорова хорошо известно многим со школьной скамьи.

Мероприятия, посвященные дню православной книги, должны быть направлены на то, чтобы напомнить об истории возникновения отечественного книгопечатания, поддержать интерес к печатному слову – слову, которое заставляет думать и воспитывает душу, разъяснить, что вкладывается в понятие «православная книга».

Введение
Книжная мудрость подобна солнечной светлости, но солнце тучи темные закрыть могут, а свет книжный никому не затмить.

Из древнерусского поучения


Это всегда как чудо …

Ты берешь с полки хранилища древнюю книгу или столбец – толстый рулон бумаги, плотно списанной скорописными почерками, где документы, подклеенные подьячими, протянулись на десятки, а то и сотни метров.

Откроем старинную книгу. Осторожно отстегнем фигурные застежки, приподнимем тяжелую крышку кожаного, украшенного тиснением переплета. Вглядимся в страницы, покрытые таким, непривычным на первый взгляд, шрифтом. Но не торопитесь перелистывать, задержитесь! И прежде непонятные буквы вдруг предстают перед вами как старые знакомые. Они сольются в слова, слова – в предложения, и вы начнете читать.

Вчитываясь в пожелтевшие страницы, мы получаем драгоценную возможность увидеть жизнь наших предков. Мы узнаем, что их интересовало и беспокоило, радовало и огорчало много-много лет назад.

25 декабря 2009 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года.
***

При подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий по истории православной книги необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Москва является центром книгопечатания на Руси. «Апостол» – первая печатная книга. 1 марта 1564 года – памятная дата в истории русской культуры.

Среди духовных и политических предпосылок появления книгопечатания стоит отметить многочисленность рукописных богослужебных сборников, возросшую потребность в просвещении и т.п.

Путь книги массовому читателю был долог. От создания азбуки до появления первой печатной книги владение рукописными книгами было уделом избранных: богатых людей, монастырей и церквей.

Книги светского характера появляются лишь в XVII веке, а век XVIII – век русского Просвещения был отмечен, с одной стороны, созданием библиотек, первыми попытками изучения литературного наследия Руси и слабыми мощностями типографий и ограниченным кругом потребителей печатной продукции, с другой. И только в XIX веке с развитием более совершенных технологий книгопечатания книга становится доступной широкому кругу читателей.



Книга и книжность в истории Древней Руси

(методическая разработка урока)1
По материалам учебно-методического сборника

Православной Гимназии

во имя Преподобного Сергия Радонежского
Цель урока: формирование представления о роли и месте древнерусской книги в истории и культуре Древней Руси.

Задачи урока:

  • показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры;

  • сформировать у учащихся представление об основных вехах истории древнерусской книжности;

  • познакомить учащихся с памятниками древнерусской литературы.

Форма урока: лекция с элементами беседы или урок-конференция.
Учебные пособия и наглядный материал: презентация с изображениями текстов древнерусских книг, портретов исторических деятелей Древней Руси, изображениями свитков, столбцов, берестяных грамот и т.п.

В случае отсутствия компьютерной техники, предлагается использовать раздаточные материалы.


Ход занятия

1. Вводная часть.



Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока – «Книга и книжность в истории Древней Руси». Мы будем говорить о том, как и когда появились книги на Руси, познакомимся с шедеврами древнерусской книжности, с технологией изготовления рукописных книг.

Начать же этот урок хотелось со слов нашей самой древней летописи. В первом древнерусском летописном своде – в «Повести временных лет» - под 1037 г. в похвале Ярославу Мудрому можно прочитать такие слова:



«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания» (текст лучше заранее написать на доске или включить в презентацию).

Учитель (прочитав цитату вслух): Давайте задумаемся над этими словами. Почему летописец называет книги «реками, напояющими вселенную», «уздой воздержания»? К любым ли книгам можно отнести эти слова? Применимо ли это высказывание к современной литературе? С чем бы вы могли сравнить книги?

Беседа между учителем и учениками на основе этих или подобных вопросов.


2. Истоки славянской письменности.

Учитель: Первые книги на славянском языке появились во второй половине IX в., благодаря деятельности святых братьев Константина (так звали Кирилла до принятия им монашества) и Мефодия. В 863 г. византийский император Михаил отправил их к славянам в Великую Моравию в ответ на просьбу великоморавского князя Ростислава прислать проповедников, которые бы учили о Христе на славянском языке.

Для того, чтобы успешно выполнить эту миссию, Константин создал славянскую азбуку. Первыми на славянский язык были переведены Евангелие, Апостол, Псалтирь, тексты церковных служб. На Русь славянские книги приходили из Византии и Болгарии, в которую перебрались из Великой Моравии ученики святых Кирилла и Мефодия (славяне Климент, Наум, Горазд, Ангеляр и др.). При царе Симеоне Болгария стала центром православного славянского просвещения. Археологические данные свидетельствуют, что уже в первой половине Х в. на Руси пользовались созданным Святым Кириллом алфавитом. Но настоящей датой рождения древнерусской книжности следует считать 988 г. – год Крещения Руси. Вместе с православной верой Русь приняла и традицию православной славянской книжности. К тому времени в Болгарии сложился богатый фонд книг на славянском языке, и Русь могла черпать из этой сокровищницы. Во многом именно этим объясняется быстрое распространение православного просвещения на Руси. Так молодая русская христианская культура привилась к древу кирилло-мефодиевской традиции.

3. Книжные богатства Руси. Проблемы сохранения и изучения древнерусской книжности.

Учитель: На Руси очень любили книгу. Можно ли узнать, сколько всего книг было в Древней Руси? Как вы думаете, каким образом это можно сделать?

Учащиеся предлагают свои варианты ответа.

Учитель:

Для того чтобы ответить на этот вопрос, ученые делают следующие расчеты. Центрами просвещения, и книжности в Древней Руси были храмы и монастыри. Они были и главными древнерусскими книгохранилищами. Храм не может существовать без книг – по ним совершается церковная служба. Для того, чтобы совершать богослужение, необходимо иметь в наличии по крайней мере восемь богослужебных книг. Вообще же их число достигает 26-ти. Исследователи считают, что в Древней Руси до XIII в. было построено около 10 тысяч храмов. Таким образом, только богослужебных книг на Руси X-XIII вв., вероятно, было около 90 тысяч. Но в библиотеках монастырей и больших храмов (соборов) имелись и книги, предназначенные не для церковного богослужения, а для домашнего (келейного) чтения – «четьи». Это были, как правило, жития o святых или духовно-нравственные произведения христианских подвижников (например, знаменитая «Лествица» Святого Иоанна Синайского – любимая книга многих поколений православных христиан на Руси, оказавшая большое влияние на творчество Н. В. Гоголя). Кроме того была литература «светского» содержания – летописи, хронографы, палеи, княжеские родословцы, юридические сочинения и т. п. С учетом этого можно считать, что книжные богатства Древней Руси составляли 130-140 тысяч томов. Из них до нас дошла только малая часть – менее 1%: в современных книгохранилищах и архивах хранится всего 190 древнерусских рукописей X-XIII вв. Как вы думаете, почему так мало.



Материал для учителя.

Такая «степень сохранности» объясняется теми историческими бурями, которые переживала Россия и памятники ее культуры. Множество книг погибло в пожарах, множество было уничтожено во время войн. Только за период с XIII по первую половину XV вв. Русь, по подсчетам историка В. В. Мавродина, провела больше 160 войн с внешними врагами. Для сохранности книжных богатств особенно катастрофичными были княжеские междоусобицы, нашествия монголо-татар (XIII-XV вв.), набеги крымских и казанских ханов (XVI в.), события Смутного времени (нач. XVII в.), Отечественной войны 1812 г. (когда во время московского пожара сгорели многие древние рукописи, в том числе подлинник «Слова о полку Игореве»). Древнерусские книги погибали не только от пожаров и войн. Гибли они и от человеческого невежества и равнодушия. Разительные примеры этому мы можем найти даже в нашей недавней истории.



Учитель:

Уже в XVIII в. была начата работа по выявлению, собиранию и публикации памятников древнерусской письменности. В издававшейся Н.И. Новиковым многотомной «Древней Российской вивлиофике» были опубликованы сотни древних документов. В начале XIX в. молодая российская археографическая наука переживала пору своего становления и одновременно расцвета.

Тогда появилась целая плеяда энтузиастов археографов – «колумбов российских древностей»: известный государственный деятель и собиратель Н. П. Румянцев (рукописная коллекция Н. П. Румянцева составила основу Отдела рукописей современной Российской Государственной библиотеки, ранее называемой Библиотекой Румянцевского музея, а также известной под названием Государственной Библиотеки СССР им. В. И. Ленина), митрополит Евгений (Болховитинов), К. Ф. Калайдович, А. Х. Востоков, П. М. Строев и другие ученые. П. М. Строев разработал грандиозный план археографического обследования России. В 1828-1832 гг. он предпринял археографическую экспедицию по нескольким губерниям, обследовал сотни архивов и библиотек и собрал тысячи интереснейших документов. Для их обработки и издания в 1834 г. была организована археографическая комиссия, которая существует и в настоящее время. Она занимается собиранием и изучением архивных документов.

Одна из ярчайших страниц в истории российской археографии связана с Сибирью. С 1965 г. новосибирские историки и филологи предпринимают археографические экспедиции по сибирским регионам. Благодаря этому в Новосибирске сложился третий по значимости (после Москвы и Петербурга) археографический центр в стране. Его работой руководит академик Николай Николаевич Покровский – выдающийся российский историк, источниковед, архивист, который с 1965 г. работает в Новосибирском Академгородке. Археографические экспедиции позволили выявить и ввести в научный оборот тысячи старопечатных и рукописных книг и сделали реальностью то, что Д. С. Лихачев назвал «археографическим открытием Сибири». Эти экспедиции увлекательно описаны самим Николаем Николаевичем в его книге «Путешествие за редкими книгами» (М.: «Книга», 1988). Одной из самых больших удач экспедиций стал найденный Н. Н. Покровским в 1968 г. рукописный сборник конца XVI в., содержащий в себе древнейший из известных списков «Судного дела» преподобного Максима Грека (XVI в.). «Это было открытие мирового класса, отделенное четырьмя веками от самого процесса и несколькими тысячами километров от Москвы, где суд происходил...», – отмечал историк Н. Я. Эйдельман.

В Новосибирске сложилась уникальная археографическая научная школа, о которой Д. С. Лихачев писал: «Новосибирская школа археографов – это явление удивительное в наших гуманитарных науках. Здесь объединены филологи и историки, искусствоведы и музыковеды».

4. Шедевры древнерусской книжности.

Учитель: Первой и главной книгой для древнерусского читателя было Евангелие. Евангелие – самая важная для христиан часть Библии. Оно рассказывает о земной жизни Христа, о Его крестной смерти и Воскресении. Евангелие читается в самые торжественные моменты богослужения, хранится на самом почетном месте – в алтаре на святом престоле. Поэтому и отношение к Евангелию в Древней Руси было особенное. Его берегли как святыню. Богослужебные напрестольные Евангелия старались не только красиво написать, но и богато украсить окладом. Таково Мстиславово Евангелие. Оно было списано для новгородского князя Мстислава Владимировича писцом Алексой до 1117 г. Затем по распоряжению Мстислава оно было отвезено в Константинополь, чтобы тамошние мастера украсили его оклад. Потом его перевезли в Киев, где местные ювелиры довершили работу. «Трудами византийских и русских мастеров оклад, украшенный золотом, серебром, драгоценными камнями и финифтью, превратился в уникальное произведение ювелирного искусства» (Сапунов В. В. Книга в России в XI-XIII вв. – Л.: «Наука», 1978, с. 84).

Интересны и необычны судьбы некоторых древнерусских списков Евангелия. Как святыню, как родительское благословение привезла с собой Евангелие во Францию Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, ставшая женой французского короля. Это Евангелие на протяжении столетий хранилось в соборе города Реймса. На нем, вступая на престол, приносили присягу короли Франции.

Самой древней русской датированной книгой является также Остромирово Евангелие, написанное в Новгороде в 1056-1057 гг.
Возможен доклад учащегося об Остромировом Евангелии.

Материалы к докладу можно найти на сайтах:



http://www.pravoslavie.ru/jurnal/948.htm – статья А. Загребина, посвященная 950-летию Остромирова Евангелия.

http://www.orthedu.ru/nev/2-63-07/ostromir.htm – Из учебного пособия протоиерея Бориса Пивоварова «Православная культура России». – Новосибирск, 2002, с. 52-58.

http://www.nlr.ru/fonds/best/22.php – фонды славянской и древнерусской книги Российской Национальной библиотеки.

http://bibliotekar.ru/rus/93-2.htm – материал об Остромировом Евангелии на сайте Библиотекарь.ру – электронной библиотеки нехудожественной литературы по русской и мировой истории.

Учитель: Очень распространенной книгой в Древней Руси была Псалтирь. Псалтирь – это сборник священных песнопений – псалмов, составленных во времена Ветхого Завета (то есть до Рождества Христова), но получивших всемирное распространение в христианскую эру. Псалтирь повсюду сопровождала древнерусского человека: по ней учились грамоте, ее читали в церкви на Богослужении, во время домашней молитвы. В "Повести о князе Михаиле Тверском, замученном в Орде", рассказывается о том, что, даже находясь в татарском плену, он непрестанно читал Псалтирь. "По ночам руки Михаила забивали в колодки, и так как он постоянно читал Псалтирь, то отрок (т. е. слуга) стоял перед ним и перевертывал листы", – рассказывает С. М. Соловьев.

Выдающимся памятником древнерусской книжности является Киевская Псалтирь.

Возможен доклад учащегося о Киевской Псалтири.

Материалы учащиеся могут найти на сайте Православной Гимназии


во имя Преподобного Сергия Радонежского http://www.orthgymn.ru/.

Учитель: Замечательные и, можно сказать, итоговые памятники древнерусской рукописной книжности были созданы в конце XV – первой половине XVI веков в Великом Новгороде. Архиепископ Новгородский Макарий задумал собрать всю имеющуюся на Руси духовную литературу в единый сборник – Великие Минеи Четьи. Сборник получил такое название по следующим причинам: Минеи – потому что литературный материал в нем располагается по месяцам церковного года; Четьи – потому, что сборник предназначался для домашнего чтения; Великие – потому, что сборник охватывает огромный материал: в него вошли и жития святых, и тексты Священного Писания, и проповеди, и поучения, а также богословские и исторические сочинения. По выражению известного знатока древнерусской книжности архиепископа Филарета (Гумилевского), Великие Минеи Четьи – это «целая библиотека книг, мало трех лет, чтобы прочесть ее». 12 огромных томов форматом в большой лист, в отдельных томах – более 1500 листов, в общей сложности 27000 страниц убористого текста в два столбца – таков примерный объем сборника. Известны списки Великих Миней Четьих: Софийский (для собора Святой Софии в Новгороде, 1541 г.), Успенский (для Успенского собора в Москве, 1552 г.), Царский (созданный для Ивана IV).

Другой великий памятник древнерусской книжности, созданный в Новгороде в конце XV в. – это Геннадиевская Библия.



Возможен доклад учащегося о Геннадиевской Библии.

http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p12.html – сайт Православной Гимназии
во имя Преподобного Сергия Радонежского.

5. Как создавались рукописные книги?

Учитель: Теперь, когда мы познакомились с лучшими образцами древне - русской книжности, поговорим о том, как создавались рукописные книги в Древней Руси. Что служило самым распространенным материалом для письма?

Ответы учащихся.

Учитель (подводит итог ответам): В быту в качестве материала для письма часто использовалась береста – об этом свидетельствуют раскопки в Новгороде Великом. Но для изготовления книг применялся пергамен, а с конца XIV - начала XV вв. – бумага. Пергамен – это тонко выделанная кожа молодых животных. «Он издревле употреблялся на Востоке. По традиции его происхождение связывают с малоазийским городом Пергамом. Где существовали большие мастерские по его изготовлению. Для изготовления пергамена кожу промывали, держали в специальном растворе, очищали, растягивали, счищали мелом жир, гладили пемзой, выстругивали ножом и опять шлифовали пемзой. Из шкуры одного животного можно было сделать лишь 7-8 листов, а для книги в 200 листов требовалось обработать не менее 25 шкур. Вследствие дороговизны пергамена его употребляли иногда дважды. Для этого смывали молочной кислотой или соскабливали первоначальное письмо, ставшее уже не нужным. Такой материал называется палимпсестом. И хотя обработанный таким образом пергамен был вполне пригоден для нового письма, все же контуры прежних букв проступали. Именно благодаря этому современные исследователи при помощи ультрафиолетовых и инфракрасных лучей могут восстановить более ранний, иногда очень редкий текст. (Уханова У. В. у истоков славянской письменности. – М.: «Муравей», 1998, с. 180-181). Из выделанного пергамена нарезались листы, на которые затем наносился текст. При этом, судя по изображениям на миниатюрах, лист писцы держали на коленях, а переписываемая книга лежала на специальном пюпитре. Письменные принадлежности – шило и циркуль для разметки страниц, ножик и пемза для подчистки ошибок, перья, чернильница и др. раскладывались на специальном столике.

Рукописные почерки.

Выделяют три вида почерка древнерусских книг, написанных кириллицей: устав, полуустав, скоропись.

Образцы можно показать в презентации или написать на доске.

Крупнейший отечественный знаток древнерусских рукописей Вячеслав Николаевич Щепкин (1863-1920) так определял характерные черты каждого из них: «Славянский устав, подобно своему источнику – уставу византийскому, есть медленное и торжественное письмо; оно имеет целью красоту, правильность, церковное благолепие. Устав характеризует эпоху, когда письменность носит преимущественно литургический характер. Отсюда вытекают все его внешние особенности – отчетливый архитектурный характер линий и незначительное количество сокращений. Полуустав появляется как деловое письмо писцов, работающих на заказ и на продажу: полуустав соединяет цели удобства письма и четкости, отсюда его внешние приметы: полуустав, вообще говоря, мельче и проще устава и имеет значительно больше сокращений; гораздо чаще устава полуустав бывает наклонным. Скоропись есть особый вид письма, имеющий целью исключительно экономию времени или ускорение процесса письма, притом – значительное. Скоропись впервые появляется под конец той эпохи, в коей господствует устав (XI-XIV вв.), но распространяется скоропись только в эпоху полуустава (XV-XVII вв.).

Скоропись характеризует эпоху, когда письмо широко распространено не только в качестве потребности высшей культуры, но также в качестве орудия практических целей – сначала в международных и правовых отношениях, затем в государственном и частном управлении (XVI-XVII вв.). В этих двух последних областях в силу усложнения государственного управления и частного хозяйства первоначальные краткие записи все более заменяются системой подробных документов.

Существенное ускорение процесса письма достигается в скорописи особыми приемами, которых не знают ни устав, ни полуустав; эти приемы письма резко отражаются на внешнем виде скорописных букв и их соединении» (См. Щепкин В. Н. Русская палеография. – М.: «Аспект Пресс», 1999, с. 117-119).

Листы с переписанным текстом после просушки складывались пополам в тетради по четыре листа (отсюда появилось само слово тетрадь: греч. тэтрас – четыре, тэтрадион – «тетрадь», затем сшивались в книгу и переплетались. Древнерусские книги часто бывают украшены миниатюрами, заставками, инициалами. Так, например, богато украшена миниатюрами Радзивиловская летопись (кон. XV в.). Первые печатные книги появились на Руси в XV (!) в. Как вы думаете, почему именно в это время?

Учащиеся предлагают варианты ответов.

Учитель: Многие ученые считают, что появление и распространение книгопечатания было связано со значительным расширением территории русского государства в XVI в. В это время было присоединено Казанское царство, началось освоение Сибири. На новых землях строились новые храмы и монастыри, для которых требовалось много богослужебных книг. Переписчики уже не могли обеспечить необходимого их количества. Тогда правительство стало организовывать книгопечатные мастерские. Первой из них была так называемая Анонимная типография, возникшая в 1550-х годах и выпустившая в свет 7 изданий. В этих книгах не было указано кто, когда и где их печатал, поэтому они называются «анонимными» Типография прекратила свою деятельность в конце 1550-х годов, а в начале 1560-х был организован Печатный двор, во главе которого был поставлен диакон Иван Федоров. Первой русской датированной печатной книгой стал «Апостол» (богослужебная книга, включающая в себя часть Нового Завета). Работа над книгой была закончена 1 марта 1564 г. В послесловии к ней указаны имена издателей: Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца. Так в истории русской книжности началась новая эпоха – эпоха книгопечатания, хотя традиции рукописной книжности не прерываются вплоть до нашего времени.

Возможен доклад учащегося о первопечатнике диаконе Иване Федорове (см. Приложение).


Заключительная часть

Учитель подводит итоги урока и задает домашнее задание. Проверка усвоения материала может быть проведена на следующем уроке в форме викторины.


Викторина «Книга и книжность в истории Древней Руси»

Задание 1. Командам предлагается блиц-опрос:

1. В каком городе родились Кирилл и Мефодий? (в Солуни).

2. В каком году была создана славянская азбука? (в 863 г.).

3. Назовите самую древнюю русскую датированную книгу. (Остроми-рово Евангелие 1056-1057 гг.).

4. Как называется древнейший русский летописный свод? («Повесть временных лет»).

5. Перечислите известные вам произведения древнерусской литературы. (Кто больше перечислит?).

6. Перечислите известные вам имена древнерусских книжников. (Кто больше перечислит?).

7. Назовите имена русских первопечатников. (Иван Федоров и Петр Мстиславец).

8. Что такое археография? (Наука, изучающая древние рукописи).

Задание 2. Командам раздаются ксерокопии с образцами древнерусских рукописных почерков. Нужно определить, как называется почерк, и попытаться прочитать текст.
Домашнее задание: Подготовить сообщение или доклад о каком-либо произведении древнерусской литературы.
Литература

1. Лихачев Д. С. Тысячелетие письменной культуры восточного славянства и мир // Прошлое – будущему. – Л., 1985, с.151.

2. Сказания о начале славянской письменности / Отв. ред. д.и.н. В.Д. Королюк; вступит, статья, перев. и коммент. Б.Н. Флооря. – М.: «Наука», 1981.

3. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. – 2-е изд, перераб. и доп. – М., 1988. (Сер.: «Литературоведение и языкознание»).

4. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. – М.: ИД «Муравей», 1998.

5. Русский первопечатник. «Азбука» Ивана Федорова 1578. – М.: «Сполохи», 2000.

6. Розов Н. Н. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. – Л.: «Наука» ЛО, 1971.

7. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIVв. Вып. I, – Л.: «Наука» ЛО, 1987.

8. Сапунов В.В. Книга в России в ХI-XIII вв. – Л.: «Наука» ЛО, 1978.

9. Щепкин В.Н. Русская палеография. – М.: «Аспект Пресс», 1999.

10.Покровский Н.Н. Путешествия за редкими книгами. – М.: «Книга», 1984.
Дополнительные материалы к проведению урока «Книга и книжность в истории Древней Руси»
Славянская азбука1
Собственная славянская азбука появилась лишь в конце IX века. Ее создателями являются братья Константин и Мефодий. История сохранила сведения о жизни и деятельности первых славянских просветителей. Известно, что родились они в городе Солуни (ныне Салоники), знаменитом торговом городе Византийской империи, в котором жили греки и славяне. Их отец, Лев, служил в византийском войске, был помощником солунского стратига (генерал-губернатор). О матери братьев ничего не известно, кроме имени. Звали ее Мария. Первоначально жизненные пути братьев разошлись. Старший Мефодий (820 – 885 гг.) поступил на военную службу, продолжая семейную традицию, и скоро он занял весьма высокое положение в войсках империи. Однако после ухода в отставку Мефодий принял монашеский постриг и стал настоятелем православного греческого монастыря Полихрон. Константин (827 – 869 гг.), самый младший в семье, получил хорошее образование и решил посвятить свою жизнь науке. Многие факты биографии Константина известны из его «Жития» биографии, написанной в жанре литературного произведения, составленного в IX веке. В нем написано, что, поступив в «учение книжное», он (Константин) «успевал в науках больше всех учеников благодаря памяти и высокому умению, так что все дивились». Образование способный юноша продолжил в столице империи Константинополе. Одним из его учителей был Фотий, будущий патриарх. Став секретарем Фотия, Константин получил доступ в богатую Патриаршую библиотеку. Он много читал, прекрасно разбирался в философии, теологии и других науках. В течение десяти лет Константин освоил славянский, греческий и арабский языки, познакомился с юридическими и медицинскими трактатами. За свою образованность он получил прозвание, и в исторической традиции именуется Константином Философом.

Молодой ученый много путешествовал. Поездки в Болгарию, Сирию и Хазарский каганат очень много дали Константину в плане изучения языков и культур этих народов. По пути в Хазарский каганат, владения которого простирались от Крыма до Нижней Волги, он остановился в городе Херсонесе. «Житие» рассказывает: «Нашел же здесь (т.е. в Херсонесе) Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл той речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные». (Многие исследователи считают, что эти «русские письмена» и легли в основу азбуки, впоследствии изобретенной Константином). В 862 году в Византию к императору Михаилу и константинопольскому патриарху Фотию прибыли послы моравского князя Ростислава с просьбой прислать в Моравию (территория современной Чехии) миссионеров, которые могли бы вести проповедь и церковную службу на понятном для славян языке. Они говорили: «Наш народ уже принял христианскую веру от западных латинских священников. И пришли к нам учителя многие и от итальянцев, и от немцев, и учат нас по-разному. А мы, славяне, люди простые, не понимает народ языка их. И нет у нас никого, кто бы нас наставил истине и дал нам знание. А потому просим прислать нам такого мужа, который наставил бы нас всякой правде».



Константин имел большой опыт миссионерской работы, и нет ничего удивительного в том, что именно он и был направлен патриархом Фотием в Моравию. Вместе с Константином туда поехал и Мефодий. В 863 году братья прибыли в столицу Моравского государства – город Велеград. В Моравии, утверждает «Житие», Константин и «сложил» славянское письмо. Затем братья приступили к переводу важнейших богослужебных книг на славянский язык. Так возникла славянская письменность. Трудно было братьям в Моравии, не желало латинское духовенство признавать славянское письмо, не разрешало вести церковные службы на славянском языке. Деятельность Константина и Мефодия оказалась под угрозой, а только-только появившаяся славянская письменность могла исчезнуть под напором немецкого духовенства. Братья решили обратиться к высшему церковному судье, которым в то время являлся папа римский.

В 866 году они совершили поездку в Рим. Святейший престол в те годы занимал Адриан II. Он очень милостиво встретил братьев. Такой почет объясняется тем, что Константин повез в Рим мощи святого Климента, найденные им в Херсонесе. Обретение такой важной святыни, конечно, не могло не расположить папу к деятельности славянских просветителей. Адриан II признал полную законность их миссии и возможность использовать славянскую письменность и славянский язык в церковном богослужении. Братья пробыли в Риме несколько лет. Там же Константин и скончался в феврале 869 года, приняв перед смертью монашеский постриг с именем Кирилл. Под этим именем он и вошел в историю. Кирилл был похоронен в Риме в церкви того самого св. Климента, чьи мощи он привез в Рим. Его могила сохранилась и по сей день. После смерти брата Мефодий вернулся в Моравию, а папа Адриан II поставил его архиепископом Великоморавского княжества. Не долго продолжалась безмятежная жизнь нового архиепископа. Через год князь Ростислав был свергнут своим племянником Святополком, который стал правителем Моравии. Святополк приказал арестовать Мефодия и заключить в тюрьму в одном из швабских монастырей, где тот провел в заточении более двух лет. До Рима через некоторое время дошли слухи о происшедших в Моравии переменах. Святейший престол занимал уже другой папа – Иоанн VIII. Он был крайне возмущен действиями Святополка. Ведь Мефодий был назначен Римом, и светский правитель не имел права лишать его сана архиепископа и арестовывать. Иоанн VIII передает Святополку послание с требованием освободить Мефодия из темницы. Впрочем, папа запретил славянское богослужение, разрешив только вести проповеди на славянском языке. Под давлением Рима Святополк был вынужден выпустить Мефодия на свободу, но сам пишет донос в Рим, обвиняя архиепископа в ереси. По требованию папы Мефодий вновь отправляется в столицу католического мира. Там ему удалось склонить Иоанна VIII на свою сторону, и папа вновь разрешил христианское богослужение на славянском языке, подтвердив решение Адриана II. Некоторое время Мефодий пробыл в Византии, а в 884 году вернулся в Моравию. Там, в Велеграде, он и скончался в апреле 885 года и был похоронен на соборной площади. Солунские братья-просветители имели много учеников и последователей (самые известные – Горазд, Климент, Лаврентий, Ангеларий, Славомир). Они были изгнаны из Моравии после смерти Мефодия. В 886 году под давлением латинского духовенства новый римский папа Стефан V запретил славянские церковные книги, а еще через несколько лет и само Моравское княжество перестало существовать. Последователи Кирилла и Мефодия нашли себе приют в соседней Болгарии, которая приняла христианство. При дворе царя Бориса были созданы благоприятные условия для развития славянского письма и культуры. Из Болгарии славянская письменность пришла и в древнерусское государство. Славянским письмом ныне пользуются народы, говорящие более чем на 60 языках. Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечается праздник, посвященный памяти великих славянских просветителей.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги
1522.02kb.
7 стр.
Методические рекомендации по проведению единых уроков, классных часов и внеклассных мероприятиях посвященных Великой Победе 9 мая 1945 г и Содружеству Независимых Государств
150.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
314.13kb.
1 стр.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств
312.4kb.
1 стр.
Проведения мероприятий, посвященных Дню православной книги и приуроченных к памятной исторической дате выпуску первой на Руси печатной книги диакона Ивана Федорова "Апостол"
334.3kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению краевых уроков, посвященных 70-летию воздушной трассы «Аляска Сибирь»
329.19kb.
1 стр.
Методические рекомендации в помощь проведению мероприятий, посвященных Году российской истории Омск 2012 (571. 13)
698.17kb.
3 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области
803.99kb.
5 стр.
Методические рекомендации по проведению в муниципальных и государственных образовательных учреждениях Единых уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
120.23kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков, посвященных Отечественной войне 1812 года
133.93kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
287.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению уроков мужества, посвящённых 70-летию сталинградской битвы в образовательных учреждениях
476.11kb.
3 стр.