Главная
страница 1
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В. Бианки. "Сова""

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование

  • презентация (Приложение);

  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);

  • карточки с деформированным планом;

  • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

- Настал новый день. Улыбнитесь друг другу. Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2.Проверка домашнего задания. Пересказ текста «Музыкант», выполнение задания №7

2. Речевая разминка.(Слайд 2)

Для чего проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)

Работа со скороговоркой.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог. 


Читаем громче целыми словами. 
Читаем быстрее
Читаем быстро.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.

- О ком говорится в скороговорке?



4. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.



(Приложение. Слайд 3) «Кто это?»

5. Сообщение темы и цели урока.(Слайд 4)

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?



  • Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

  • Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.

6. Ребята, что вы знаете о сове?

6.1. Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

- Что помогает им охотиться?

6.2. Какую пользу приносят совы?



6.3. «Сова в культуре».

(Слайд 5)

Ушастая сова.

Днём в ветвях 
Сосны косматой, 
Возле самого ствола, 
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая сова. 
На оранжевых глазищах
Веки серые сомкнет, 
«Ушки» длинные встопорщит, 
Терпеливо ночи ждёт.

(К. Шилов)



6.4. Приметы о сове. (Слайд 6)

  1. Если много сов – урожай будет хороший.

  2. Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

  3. Филин кричит на оттепель.

  4. Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

  5. Сова кричит – на холод.

6.5. «А вы знаете?»

Выступление подготовленного ученика.

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

6.6 Работа с пословицами и поговорками. Объяснить их смысл.

- Воробьи под кровлю, а сова на волю.

- Глядит как сова, выпучив глаза.

- Да это как журавль в небе.

- Знать сокола по полёту, сову – по подъёму.

7. Подготовка к восприятию нового материала.

7.1 Какие слова вам не понятны?

«Словарная работа» (Слайд 7)

Как можно заменить слова и выражения?



Утекает

 

убегает.

Кормовистый

 

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

 

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

 

прятаться, таиться.

Раздолье

 

много места.

Как бы худа не вышло

 

как бы беды не было.

Чай белить

 

добавлять молоко в чай.

Пойло

 

питательное питьё для скота.

8. Первичное знакомство с текстом.

8.1. Чтение текста учителем.

- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

- Назовите главных героев.

- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

- Можно ли ему дать другое название? Какое?

Чтобы ответить на эти вопросы, я попрошу вас еще раз прочитать эту сказку самостоятельно.



8.2.Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения.

(Дети 2 минуты читают текст, затем считают слова и знаки, записывают свои результаты и продолжают читать до конца.)



9. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.

- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)



Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста (выборочное чтение).

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

10. Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки?(Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)



Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).

11. Физкультурная минутка «Сова».

12. Работа над усвоением смысла прочитанного. (Слайд 8)

На доске:



  1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .

- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

- Объясните её значение.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик?



(Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду. (Слайд 9)



14. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

- С какой интонацией будете читать слова старика?

- Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. 



(1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.



15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)



  • Рассердилась сова.

  • Молока у Коровы мало.

  • Шмели на чужих лугах гуляют.

  • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

  • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

  • Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка. (Слайд №8)

16. Подведение итогов.

- Какое произведение мы читали?

- Кто его автор?

- Чему учит нас произведение В.Бианки?



17. Оценка за работу на уроке.

18. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание:



  1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

  2. Чтение по ролям.

  3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

19. Рефлексия.(Слайд 10)

Закончите предложения:

- Что нового узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?



- Что у вас особенно получилось?

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012.

  2. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2012 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00873501225988269902/

  2. http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki


Смотрите также:
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В. Бианки. "Сова""
95.48kb.
1 стр.
Урок литературного чтения в 3 классе. М. М. Пришвин
58.66kb.
1 стр.
Урок литературного чтения. Джани Родари." Приключения Чиполлино."
65.19kb.
1 стр.
Урок литературного чтения Тема урока: Писатели детям Задачи урока: расширение круга читательских интересов
68.7kb.
1 стр.
Урок чтения в 4 «А» классе по теме: «К. Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками»
51.5kb.
1 стр.
Урок литературного чтения в 3 классе. М. М. Пришвин
42.58kb.
1 стр.
Разработка урока литературного чтения 3 классе Тема: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Цели: Познакомить учащихся с творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»
47.46kb.
1 стр.
Урок литературного чтения по теме «Зимний вечер»
47.18kb.
1 стр.
2012 г. Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Н. Сладков
66.87kb.
1 стр.
Урок литературного чтения по теме Л. С. Петрушевская «Сказка о часах»
47.43kb.
1 стр.
Урок в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия»
140.95kb.
1 стр.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе.
88.73kb.
1 стр.