Главная
страница 1
Сценарий литературно-музыкально-исторической композиции

«Маленькие герои большой войны»
Цели и задачи:

- Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;


- Ознакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;
- Воспитание чувства сострадания к людям, неприятия жестокости и насилия.
За кадром:

Пусть всех живых

Не покидает память

О каждой малой

И большой войне!

Я не могу, не в силах

Спать спокойно

С тех пор, как мне привиделись во сне

Погибшие на всех без счета войнах —

На каждой малой

И большой войне.

Куда ни глянешь —

Дети, дети, дети,

Все человечество за них в ответе.


Но по ночам на всех материках

Ворочаются бомбы в тайниках.

Их столько накопилось на планете —

Земля под ними стала провисать...

Куда их только думают бросать?!

Куда ни бросишь —

Дети, дети, дети!

Музыка. Выходят маленькие мальчик и девочка в свете прожектора. Неожиданно музыка обрывается.

Гаснет свет, слышатся разрывы бомб.
Девочка

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?
Мальчик

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?
Звучит объявление о начале ВОВ выступление Левитана:

…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие.

Красная армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

…Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.



Ведущий 1: 22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство.

Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет.



Ведущий 2: Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!

А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.


Ведущий 1: Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
Ведущий 2: Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться.
Девушка:

Кто-то родом из детства... Я — из войны,

Из блокадного бедствия, из его глубины.

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо. Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома.

Поднялась из обломков, как — не знаю сама.

А друзья не успели. Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.
Ведущий 2: Сколько их – исковерканных войной детских судеб?

Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…

Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!

Слайд – фото детей
По А. Приставкину

Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

Девочек тоже было десять.

Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.

И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.

Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.

- Ага, попалась, рыбка! - крикнула громко одна из девочек.

И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

- Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

И Инна ответила:

- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет... Теперь мы уследим.
Ведущий 1: Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть».
Чтец:

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.
Вед. 1: 5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди - них учитель, Януш Корчак.
Вед. 2: По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».
Вед 1: Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!».
(отрывок из сказки «Король Матиуш Первый»)
Вед. 2: Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.
Вед. 1: Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.
Вед. 2: А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо, они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.
Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.

Я уже развеян,

Лечу над Родиной, которой

Я и такой, сожженный, верен.

Граница. Родина. Смоленщина.

Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Ее морщины словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать... —

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу...


Вед. 1: Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти!
Вед .2 : Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.
Вед. 1: Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.

Их имена сияют звездами на мирном небе нашей родины.


Вед. 2: По данным Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, в годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину.
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

Презентация» Пионеры-герои» - голос за кадром

Леонид Голиков, 14 лет - Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.

Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, зверски замучена фашистами.

Валентин Котик — 14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.

Лара Михеенко — 12 лет, расстреляна фашистами.

Марат Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Нина Сагайдак — 14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами.

Володя Дубинин - 15 лет, выполняя задание и тылу врага, подорвался на мине.

Василий Коробко — 16 лет, погибший от очереди фашистского пулемета.
Вед. 1: Если бы они были живы, сколько доброю и светлого они могли бы совершить за свою жизнь!
Вед 2: Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет.
Вед. 1: 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве. А разве не герои – дети, выжившие в ленинградской блокаде?
Вед. 2: Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Вед. 1: Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые дни. Это было невероятно трудно из-за бомбёжек, морозов и голода. Во время налётов ученики перебирались в бомбоубежища.

Чтец:

Я учился писать...

Мимо школы — колонны, колонны

Колыхались рекой

И впадали в невидимый фронт...
Я учился писать

Не спеша, с нажимом, с наклоном.

И скрипело стальное

Защитного цвета перо,


Я учился писать...

Лихорадочно били зенитки,

У войны отвоевывая

Островки тишины,

И таскал я в карманах

Тяжелые рваные слитки,

Как горячие метеориты войны.
Я учился писать...

Где-то плавились танки,

Где-то люди кричали,

Умирая в огне и в дыму...


Я учился писать

Изложения о Каштанке,

Я учился страдать

Над судьбою Герасима и Муму.


Я учился писать,

И хрустящие хлебные карточки

От себя отрывала

По клеточке

Мать,

Чтоб меня не тошнило,


Чтоб меня не шатало за партою.

Я учился писать!..


Вед. 1: В городе не работала канализация и водопровод, не было света. За водой приходилось ходить с вёдрами на Неву.
В метельной ночи Ленинграда

Померк Петропавловский шпиль.

С твоими ветрами, блокада,

Клубится морозная пыль.

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется, а за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать.

Везут — и за вымершим садом

Их след исчезает в cнегу,

А небо трясет канонада—

На месть и на гибель врагу.



Вед. 1: Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.

Вед. 2: Особенно тяжёлой была ситуация с продовольствием. В городе начался голод. Самой страшной была осень 1941 года, когда нормы выдачи хлеба были самыми низкими. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки.

Тысячи детей умирали от голода


Вед. 1: Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
Вед. 2: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята.
Вед. 1: Можно спросить у этих детей, что помнят они о той войне, что могут рассказать? Многое! Должны рассказать!
(видео – интервью труженика тыла)
Вед. 1: Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.


Вед. 2: В память обо всех детях, погибших в 20 веке и в 21, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время мы объявляем минуту молчания.
Метроном.
Голос за кадром:

Пусть дети рисуют цветы и траву!

Пусть светятся радостью детские лица!

Пусть в жизнь воплощают большую мечту!

Пусть мир на земле навсегда сохранится!
Выходят маленькие дети с воздушными шарами.


  1. Можно нарисовать войну...

  2. А можно нарисовать цветок...

3. Можно и тишину...

4. А можно воды глоток.

5. Любую краску взять можно...

6. И радугой землю разрисовать...

7. Но если черную, то возможно...



8. В мире друг друга нам потерять.

9. Любую краску может взять художник...

10. И если кистью водит добрая рука...

11. То можно нарисовать любую картину мира, счастья и любви...

12. Весны и благоденствия. Главное — не забыть в нее смело добавить как можно больше ярких красок...

13. Я нарисую яркое солнце...

14. Я нарисую синее небо...

15. Она нарисует свет в оконце...

16. Она нарисует колосья хлеба...

17. Мы нарисуем зеленые листья...

18. Мы нарисуем цветную мечту...

Вместе. И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войну!


Звучит «Реквием» Моцарта. В это время идет презентация

Звучит песня А.Розенбаума «А может, не было войны…»(Первый куплет)


Levitan (трек 01)

Saintwar. Анс. песни и пляски РККА( трек 02)

МАРЧЕЛЛО - ADAGIO ИЗ КОНЦЕРТА ДЛЯ ГОБОЯ (трек 03)

КАЧЧИНИ - AVE MARIA (трек 06)

ALBINONI (NHTR 07)

РАХМАНИНОВ - VOCALISE (трек 09)

Стук метронома (трек 10)

ШОПЕН - ПРЕЛЮДИЯ В МИ МИНОР (трек11)

Siciliana Bach (трек13)

Mozart_Requiem (14)



Александр Розенбаум - А Может Не Было Войны (трек15а)


Смотрите также:
Сценарий литературно-музыкально-исторической композиции «Маленькие герои большой войны»
118.18kb.
1 стр.
Маленькие герои большой войны
13.24kb.
1 стр.
Управление образования муниципального района «Газимуро-Заводский район»
88.67kb.
1 стр.
Сценарий литературно-музыкальной композиции
90.66kb.
1 стр.
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной песням военных лет Вступительное слово…
63.71kb.
1 стр.
«маленькие герои большой войны» Музыкальный фон: песня «Журавли», в исполнении М. Бернеса. 1 ведущий
50.25kb.
1 стр.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Ангелам» Звучит песня «Дух Истины»
56.16kb.
1 стр.
Сценарий классного часа «Маленькие солдаты большой войны»
94.93kb.
1 стр.
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я, конечно, вернусь…"
105.45kb.
1 стр.
Классный час «Маленькие герои большой войны»
90.71kb.
1 стр.
Конспект литературно-музыкальной композиции в подготовительной группе тема: «дети войны»
68.64kb.
1 стр.
Урок мужества: «Маленькие герои Великой войны»
298.03kb.
1 стр.