Главная
страница 1
Департамент культуры Ярославской области
Учебно-методический и информационный центр

работников культуры и искусства Ярославской области

Ежегодное областное совещание

руководителей учреждений дополнительного образования детей

в сфере культуры
8 октября 2008 года
С участием руководителей органов управления культуры муниципальных районов

и руководителей средних профессиональных учебных заведений культуры и искусства



ПРОГРАММА



10.30 – 11.00 Регистрация участников совещания
11.00 – 14.00 Работа совещания
Открытие совещания. Приветствие.

Сорокина Лариса Юрьевна, директор департамента культуры Ярославской области.
Вступительное слово.

Васильева Марина Владимировна, заместитель директора департамента культуры Ярославской области
«Итоги деятельности образовательных учреждений культуры Ярославской области в 2007-2008 учебном году».

Лукьянова Ольга Вадимовна, директор Учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства Ярославской области
«Комментарии к «Положению о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522)».

«Итоги государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей Ярославской области в 2008 году».



Волгина Елена Викторовна, специалист Центра контроля и оценки качества образования Ярославской области.
«Анонс мероприятий по приоритетным направлениям на 2008-2009 учебный год».

Петрушова Елена Геннадьевна, методист отдела совершенствования методики художественного образования Учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства Ярославской области
«Инновационные управленческие технологии в образовательном процессе детской школы искусств»

Раменская Ирина Евгеньевна, заместитель директора деткой музыкальной школы № 1 им. П.И. Чайковского, г. Рыбинск
Награждение победителей областного конкурса проектов образовательных учреждений культуры и искусства Ярославской области, включающих современные воспитательные технологии по становлению и самореализации личности «Шаг навстречу».

Разное.


Ольга Вадимовна Лукьянова,

директор Учебно-методического и информационного центра

работников культуры и искусства Ярославской области
Итоги деятельности образовательных учреждений культуры Ярославской области

в 2007-2008 учебном году
Традиционное совещание в начале года – это и подведение итогов уходящего «отчётного» года, и знакомство с программой конкретных действий на перспективу.

В Ярославской области образовательные учреждения культуры и искусства и система культурного производства развиваются в едином социокультурном пространстве, их взаимодействие определяет уровень культурной жизни региона, обеспечивая качество профессионального творчества и формируя заинтересованную в его результатах публику. Внутри этого сообщества сложились тесные связи и интенсивное, во многом неформальное общение.

С полной уверенностью можно отметить, что в регионе формируется отраслевой кластер художественного образованияла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами). Т.е. отмечается географическая концентрация взаимосвязанных учреждений, структур, организаций, работающих в смежных областях (например, концертные организации, областные и муниципальные концертные коллективы, средние профессиональные учебные заведения, школы искусств), которые действуют взаимосвязано и одновременно конкурируют и сотрудничают друг с другом.

В настоящее время продолжается создание образовательного кластера в культуре, и мы попробуем в ходе анализа основных тенденций сформулировать, какие результаты позволит получить реализация кластерной модели художественного образования в регионе.


По итогам 2007–2008 учебного года образовательные учреждения культуры Ярославской области (МОУДОД, ГОУСПО) подготовили аналитические отчёты о своей деятельности по новой форме. Сравнительная характеристика представленной информации даёт возможность определить ведущие тенденции в развитии образовательных учреждений культуры области.
Статус образовательного учреждения

К сожалению, большинство учреждений по этому пункту указали только правовой статус (муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей) и полное наименование.

Поэтому хотелось бы отметить те школы, которые дополнительно показали место и роль школы искусств в окружающем социуме и представили себя. Это ДМШ Большесельского МР, ДШИ с. Брейтово, ДШИ Даниловского МР, ДМШ г. Пошехонья.
Обновление содержания образования

В условиях модернизации системы художественного образования важную роль играет процесс обновления содержания образования. Большинство школ области делает позитивные шаги в этом направлении: разрабатываются новые вариативные и адаптированные программы, открываются новые группы и отделения, в том числе и по результатам маркетинговых и социологических исследований. В районах (в успешных школах) можно отметить тенденцию к предоставлению более широкого спектра образовательных услуг, ориентацию на детскую школу искусств.


Использование современных технологий.

В этом году в образовательный процесс всё активнее внедряются современные технологии, как в творческом, так и в информационном контексте. Преподаватели работают над созданием вариативного образовательного пространства направленного на развитие творческой одарённости детей (в этой связи необходимо отметить ДХШ г. Рыбинска), а также предусматривается широкий спектр разнообразных продуктивных методов ведения занятий, в том числе с использованием инновационных, в том числе мультимедийных технологий.

В качестве примера приведём фрагменты из отчётов.

ДШИ № 2 г. Ярославля:

«Использование приёмов «мозгового штурма», «дебатов», «СВОТ – анализа» в процессе обсуждения, решения проблемных ситуаций, подготовки к различным мероприятиям».

ДМШ Угличского муниципального района:

«Приоритетным направлением мы выбрали «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга».

ДМШ № 7 г. Рыбинска:

«Ведётся видеозапись открытых уроков, экзаменов, мероприятий с последующим просмотром и анализом на заседаниях методических секции».

Пожелание: при описании собственных электронных информационных ресурсов быть точнее. Например, ДХШ г. Переславля-Залесского сообщила о важных и интересных направлениях деятельности – это создание электронной версии фонда детских работ ДХШ (но не указан объём), неполная информация по сайту «Всероссийский конкурс «РУСИЧИ» (хотелось бы уточнить адрес веб-узла? В сети не нашли...). Т.е., хотелось бы получать более подробную информацию.

В связи с этим, хочу напомнить об официальном ресурсе – сайте департамента культуры Ярославской области на портале правительства (www.adm.yar.ru/culture) – вы можете воспользоваться этим ресурсом через УМиИЦ для размещения анонсов самых значимых мероприятий, а также для размещения информации по итогам событий.


Проектная деятельность

К сожалению, пока ещё слабо развивается проектная деятельность в МОУДОД, лидером в этом направлении является г. Рыбинск (ДМШ № 1 им. П.И. Чайковского, ДХШ). Более подробный рассказ о проектах прозвучит сегодня в программе нашего совещания

В некоторых отчётах продекларировано: «преподаватели занимаются проектной деятельностью и приобщают к ней учащихся школы». Но совершенно нет конкретики и необходима более полная информация, особенно если действительно происходит приобщение к проектной деятельности детей.
Творческие конкурсы

Растёт профессиональный уровень муниципальных творческих конкурсов, инициаторами и основными организаторами которых выступают МОУДОД.

Успешно прошли: Ярославский открытый конкурс «Играй, мой баян», вокальный конкурс им. Л.В. Собинова; значительный инновационный потенциал был также заложен в организацию и проведение Рыбинского регионального конкурса юных пианистов им. М.Л. Челищевой; необходимо отметить проект, получивший поддержку на областном уровне – фестиваль юных пианистов малых городов ДМШ и ДШИ Ярославской области «Волжский подснежник» (г. Углич).
Воспитательная работа: системный подход

Воспитательная работа в образовательных учреждениях ведётся достаточно активно и по опросам учащихся, педагогов и родителей может быть признана удовлетворительной. Прогрессивным моментом можно отметить системный подход некоторых учреждений к этому вопросу.

Цитаты:

«Это не просто набор внеучебных воспитательных мероприятий, это система, которая призвана решить и воспитательные, и образовательные задачи». (Углич, ДМШ)

Создание воспитательной системы, есть интеграция учебной и внеучебной деятельности в целостный педагогический процесс (ДШИ № 2, г.  Ярославль)

Воспитательная система – это специально организованное образовательное пространство для детей и подростков, представляющее собой позитивную среду, способствующую формированию положительных нравственных качеств личности, познанию и осознанному отношению к окружающей действительности. Воспитательная система является первым этапом разработки воспитательной программы (ДШИ № 1, г.  Ярославль)

Результаты воспитательной работы по направлениям

Необходимо обратить внимание на анализ результатов по основным направлениям воспитательной работы. ОЧЕНЬ разные критерии оценки результатов – это и отсутствие случаев правонарушений, у кого-то результатом является праздничное настроение, у кого-то наличие цветов от родителей – всё это рассматривается как результат воспитательной работы.

На мой взгляд, «шедевром» в кавычках может послужить пример одного учреждения, которое при анализе результатов воспитательной работы ограничилось одной фразой «запланированный план выполнен полностью».

Как положительный пример можно привести редкий случай анализа не только успеха, но и неудач – это ДШИ № 10 г. Ярославля (ведь выявив ошибки, можно их исправить).


Организация концертной деятельности

Наиболее ярко в отчетах учреждений представлены концертная и выставочная деятельности, которые реализуются в соответствии с запросами социума и программой развития учреждения (в т.ч. патриотическое воспитание, воспитание здорового поколения, просветительство и т.д.)



Концертно-просветительская деятельность служит средством формирования положительного имиджа школы, даёт максимум информации населению о ней и тем самым привлекает новых учащихся в школу ( ДШИ г.Гаврилов-Ям)
Ученическое самоуправление

К сожалению немногие школы ставят перед собой задачу развития ученического самоуправления. Из районных школ только ДМШ Угличского МР привела пример этого направления в деятельности образовательного учреждения.

Интересная картина складывается в системе МОУДОД г. Ярославля. Например: ДШИ им. Н.Н. Алмазова отмечает, что в школе начинает развиваться это направление. ДШИ № 1 видит необходимость в привлечении учеников к организаторской деятельности детского коллектива – наличие помощников руководителя, ответственных за различные функции работы творческого коллектива.

В ДШИ № 2 г. Ярославля проведен мониторинг и выявлена заинтересованность учащихся и преподавателей школы в создании детской филармонии, выпуска школьной газеты силами учащихся. Начало реализации деятельности в этом направлении намечено на следующий год (надеемся узнать о результатах…)

В ДШИ № 10 г. Ярославля есть стремление организовать ученический актив школы для помощи в организации и проведении концертов. Определенные наработки уже есть, которые необходимо систематизировать и расширять.

И ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ МНЕНИЕ:

ДШИ № 3 – не предполагает развитие ученического самоуправления

ДШИ № 7 – категорична – «не может быть ученического самоуправления!»

Тем не менее, как показывает опыт ранее названных учреждений это направление востребовано, обладает определенными ресурсами и можно прогнозировать, что в дальнейшем будет развиваться.
Работа учреждений в направлении охраны здоровья учащихся.

Выросло понимание здоровьесберегающих технологий в образовании. Как видно из отчётов, многие школы уделяют этому вопросу серьёзное внимание.

Но... Одна из школ чрезвычайно подробно описала «задачи и направления в развитии деятельности по здоровьесбережению обучающихся», а также «основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса». Но ЧТО КОНКРЕТНО, и практически делает школа, осталось за рамками отчёта.
Степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей

образовательным и воспитательным процессом и их результатами.

Большая часть учреждений очень серьёзно отнеслись к анализу этого вопроса, привели примеры анкетирования, социальных исследований. Результаты у всех разные, но изучение мотивации позволяет образовательному учреждению и конкретному преподавателю построить индивидуальную траекторию обучения ребенка: от формирования устойчивого интереса к обучению одних до профессиональной подготовки других (ДШИ г. Гаврилов-Ям)

В ряде отчётов была озвучена проблема (даже своеобразная дилемма): увеличение количества обучающихся («берём всех») и в то же время «желание видеть больше одарённых, талантливых детей», как следствие – низкое число профориентированных выпускников (прозвучало это, например, в отчётах Мышкина, Некоуза).
При этом вопросы профориентации выходят сегодня как никогда, на первый план. И становятся одним из самых приоритетных направлений работы. Со стороны областных структур, департамента культуры были и будут направлены всесторонние и разнообразные меры поддержки профориентированных учащихся, преподавателей, работающих с этими учащимися, и учреждений, где работа с профессионально перспективными учащимися поставлена на приоритетный уровень.

Безусловно, школа искусств является первой и необходимой ступенькой для становления будущего профессионала, который составит кадровый потенциал отрасли в будущем.

В приложении, которые вам выданы в пакете документов при регистрации, приведены основные цифровые показатели кадрового ресурса по образовательным учреждениям культуры и искусства Ярославской области. Вы имеете возможность самостоятельно провести сравнительный анализ по этим данным, которые еще раз подтверждают остроту вопроса.
В сложившейся обстановке, при имеющихся ресурсах (я хочу это подчеркнуть) возникает необходимость более глубокого подхода к вопросам взаимодействия: в первую очередь учреждений профессионального образования для выстраивания и укрепления партнерских отношений с УДОД соответствующего профиля, а также базовыми предприятиями отрасли на основании образовательных договоров (проведение практик, стажировок, различных форм творческих проектов и т.д.)

В этом контексте мы и говорим о реализации кластерной модели художественного образования в регионе, которая направлена на получение следующих результатов:


  • повышение эффективности работы системы художественного образования с профессионально перспективными учащимися;

  • усиление роли работодателей в процессе подготовки профессиональных кадров;

  • создание условий для более быстрой адаптации молодых специалистов;

  • повышение эффективности использования творческого и интеллектуального потенциала художественного образования.


Елена Геннадьевна Петрушова,

методист Учебно-методического и информационного центра

работников культуры и искусства Ярославской области

Анонс мероприятий по приоритетным направлениям на 2008 – 2009 учебный год.

В 2008-2009 учебном году Учебно-методическим и информационным центром работников культуры и искусства Ярославской области (УМиИЦ) планируется проведение ряда мероприятий, направленных на активизацию деятельности образовательных учреждений сферы культура.

В целях совершенствования методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин и в преддверии областной музыкально-теоретической олимпиады среди учащихся детских музыкальных школ и школ искусств, которая состоится в марте 2009 года, УМиИЦ планирует проведение курсов повышения квалификации преподавателей музыкально-теоретических дисциплин.

I модуль курсов состоится с 22 по 26 октября 2008 года;

II модуль – в марте 2009 г.

В качестве преподавателей на I модуль приглашены:

- Лариса Ивановна Чустова – заслуженный работник культуры России, член методического совета теоретической секции методического кабинета по учебным заведениям искусства и культуры департамента культуры г. Москвы, заведующая теоретическим отделом ДМШ им. А.К. Глазунова, преподаватель высшей категории, автор учебных программ и методических разработок по сольфеджио;

- Сергей Брониславович Привалов – заместитель директора по учебной работе, заведующий теоретическим отделом, преподаватель по сольфеджио и музыкальной литературе ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова, автор учебников «Зарубежная музыкальная литература XIX в.: эпоха романтизма», «Русская музыкальная литература XI–XX вв.: от фольклора до Стравинского», «Сольфеджио на материале музыкальной литературы»;

- Софья Фёдоровна Максимова – заместитель директора Федерального государственного учреждения Научно-методического центра по художественному образованию, в недавнем прошлом – преподаватель с большим стажем работы по предмету «Музыкальная литература»;

- Елена Витальевна Янковская – преподаватель историко-теоретических дисциплин Ярославского музыкального училища им. Л.В. Собинова;

- Ирина Леонидовна Потехина, преподаватель историко-теоретических дисциплин Ярославского музыкального училища им. Л.В. Собинова.

Уже стало доброй традицией проведение выездной творческой школы для юных художников, где с ребятами занимались опытные педагоги художественных отделений детских школ искусств, преподаватели Ярославского художественного училища, члены Союза художников России. В этом году в дни осенних школьных каникул вместе с художниками в выездной творческой школе примут участие юные музыканты.

20 ноября 2008 г. в рамках проведения в Ярославской области Года семьи, УМиИЦ организует концерт «Семь Я», приуроченный к Международному Дню матери, отмечаемому в последнее воскресенье ноября. Концерт «Семь Я» – это проект, объединяющий семьи через художественные интересы и совместную художественную деятельность.

Ярославская земля всегда славилась талантами. И в наших учреждениях культуры прослеживаются творческие пути целых династий, объединяющих в себе несколько поколений. Нам хотелось бы увидеть эти уникальные коллективы на концерте.

Те учреждения, которые ещё пока не подали заявки на участие в концерте, могут сделать это в ближайшее время, приложив к заявке краткую творческую характеристику на семейный ансамбль.

В целях сохранения и развития детского хорового исполнительского искусства в Ярославской области в 2009 году будет проходить открытый областной конкурс детских хоровых коллективов.

Конкурсный отбор будет проводиться в II тура:

I тур – предварительные прослушивания хоровых коллективов;

сроки проведения: февраль–март 2009 г. (по графику);

место проведения:



  • в г. Ростове (коллективы из Ростова, Гаврилов-Яма, Переславля-Залесского, пос. Борисоглебского, Некрасовского);

  • в г. Рыбинске (коллективы из Рыбинска и Тутаева);

  • в г. Угличе (коллективы из Мышкина, Большого Села, Некоуза, Углича);

  • в г. Данилове (коллективы из Любима, Пошехонья, Данилова, пос. Пречистого);

  • в г. Ярославле (ярославские коллективы).

II тур – финал конкурса, состоится в апреле 2009 г.

В целях повышения профессионального уровня руководителей академических детских хоровых коллективов и в преддверии областного конкурса детских хоровых коллективов в марте 2008 года был организован I й модуль курсов повышения квалификации преподавателей данной категории.

В качестве преподавателей на курсах выступили:

- Ежов Анатолий Алексеевич – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки, создатель и художественный руководитель концертного хора детской музыкально-хоровой школы «Жаворонок»;

- Светозарова Елена Дмитриевна – доцент кафедры хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, руководитель детского хора «Легенда» школы № 636 г. Санкт-Петербурга;

- Плешак Сергей Викторович – композитор, лауреат международных конкурсов, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова;



- Сергей Алексеевич Шестериков – лауреат областной премии имени Владислава Соколова, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, художественный руководитель и главный дирижёр творческого объединения «Соколята» гимназии № 18 г. Рыбинска (лауреат всероссийских и международных конкурсов);

- Челноков Валерий Анатольевич – член Союза композиторов, лауреат областной премии им. Л.В. Собинова.

Курсы проводились на базе Детской хоровой школы «Канцона» г. Ярославля, творческие коллективы которой развивают и сохраняют лучшие традиции академического хорового искусства. Преподаватели школы поделились своим опытом со слушателями курсов, были показаны открытые уроки. Атмосфера искренности, доброжелательности присутствовала в процессе работы курсов. Большая заслуга в этом принадлежит директору Детской хоровой школы «Канцона» Наталье Валентиновне Степановой.

В начале декабря (1–5 декабря) планируется проведение II го модуля курсов повышения квалификации руководителей детских академических хоровых коллективов.

14–15 ноября 2008 года в Ярославле будет проходить международная научная конференция «Пятые Алмазовские чтения», посвящённая 100 летию со дня рождения основателя Ярославской театральной школы Фирса Ефимовича Шишигина.

6–7 декабря 2008 года в рамках Пятых Алмазовских чтений планируется семинар по проблемам детского музыкального театра для руководителей детских театральных коллективов, где мастер-класс будет проводить профессор, заведующий кафедрой режиссуры Харьковской академии искусств Сергей Иванович Гордеев. Три коллектива из детских образовательных учреждений Ярославской области представят свои работы.

Стремительный рост количества учреждений детского художественного образования в России, в которых открываются классы синтезатора, ансамбля синтезаторов и студии компьютерной музыки, остро ставит проблему качества обучения, которое может способствовать или препятствовать творческому развитию обучаемых, развитию электронного музыкального творчества в системе ДМШ / ДШИ в целом.

В связи с этим Учебно-методический и информационный центр в мае 2009 г. планирует проведение курсов повышения квалификации преподавателей по классу синтезатора с целью создания условий для расширения сферы педагогической деятельности за счёт дополнительного образования в области музыкальных цифровых технологий.

В Ярославской области ведётся большая работа по сохранению и развитию культурного потенциала региона. Одним из важных направлений была и остаётся поддержка системы художественного образования.

В 2009 году во второй раз планируется проведение конкурса «Лучшее образовательное учреждение культуры Ярославской области» в целях создания на региональном уровне механизма стимулирования и поддержки учреждений, которые активно работают и могут решать актуальные проблемы региона по подготовке кадров для отрасли.

Специфика организации и проведения конкурса в 2009 году заключается в том, что основным критерием оценки деятельности образовательных учреждений культуры Ярославской области является анализ работы преподавателей данных учреждений на этапе смотра педагогического мастерства. Такого рода организация объясняется острой актуальностью кадровых вопросов в сфере образования и культуры.

По итогам конкурса «Лучшее образовательное учреждение культуры Ярославской области» в ноябре 2009 года планируется проведение научно-практической конференции, где будут объявлены три лауреата среди учреждений дополнительного образования детей, а 10 преподавателей будут отмечены денежными премиями и получат право на публикацию в «Сборнике методических материалов».

Мы надеемся, что ваши пожелания и рекомендации помогут нам в процессе организации и проведения конкурса.

В мае 2009 г. в Самаре пройдут Восьмые молодёжные Дельфийские игры России. Команда Ярославской области – один из постоянных и успешных участников Игр. В Седьмых молодёжных Дельфийских играх, проходивших в г. Новосибирске, наша команда завоевала 4 серебряные медали, 1 бронзовую, два участника были отмечены специальными дипломами.

В феврале 2009 г. пройдут отборочные прослушивания для формирования команды Ярославской области, которая поедет на Дельфийские игры в г. Самару.

Департамент образования Ярославской области и Центр дополнительного образования детей «Молодые таланты» г. Рыбинска вышли на департамент культуры Ярославской области с предложением принять участие в «Профильном лагере для одарённых детей «Летний лицей». В связи с этим в августе 2009 года планируется участие в творческой смене «Летнего лицея» учащихся образовательных учреждений культуры области.

Летний детский лагерь отдыха и развития творческих способностей «Летний лицей» предназначен для подростков 14–16 лет, учащихся образовательных учреждений Ярославской области.

Продолжительность смены – 21 день.

Место проведения – детский оздоровительный лагерь «Полянка», расположенный на берегу Рыбинского водохранилища на Каммениковском полуострове.

Цель программы работы «Летнего лицея» – создание творческой образовательной среды во время летнего отдыха, способствующей саморазвитию свободной активной личности и функционирующей как среда развития творческих способностей всех субъектов образовательного процесса. Создание в лагере отношений диалогического сообщества, которые позволили бы раскрыть творческий потенциал личности каждого ребёнка, создали бы условия для самопрезентации, личностного роста, освоения социальных ролей, способствующих успеху и признанию в коллективе.

Особый упор делается не на принуждение в учении, а на свободный выбор и учёт желаний, интересов, чувств самих учащихся, т.е. подростку делегировано право свободного и осознанного выбора 2-х семинаров.

Формирование детского коллектива происходит следующим образом: в областной лагерь приглашаются старшеклассники общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей, попадающие под возрастные рамки 14–16 лет и принимающие активное участие в мероприятиях основного и дополнительного образования. Преимущественным правом пользуются призёры межмуниципальных, областных, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, научных конференций.

Реализация программы «Летнего лицея» происходит в 3 х  равнозначимых направлениях:

- «жизнь» участников внутри отряда;

- работа креативных семинаров, проектная деятельность;

- творческие акции.

В этом году лицеистам были предложены семинары по следующим темам:

- история культурных учений;

- экология;

- хореография;

- дебаты;

- тренинг личностного роста на основе гештальт-терапии;

- ТРИЗ (теория решения изобретательных задач);

- журналистика.

Нам предоставили возможность внести свои предложения по организации профильного лицея, учитывая специфику наших образовательных учреждений. Планируется проведение в рамках семинарских занятий мастер-классов ведущих преподавателей.



Работа предстоит сложная, но интересная, и, самое главное, полезная для наших детей. Надеемся на вашу поддержку в этом начинании и ждём ваших предложений.


Смотрите также:
Программа 20 сентября, понедельник вторая половина дня Заезд участников совещания
36.52kb.
1 стр.
Программа 10. 30 11. 00 Регистрация участников совещания
185.75kb.
1 стр.
Программа 11 июня, суббота. 00. 30. Регистрация участников
49.06kb.
1 стр.
Регистрация закрыта
795.34kb.
1 стр.
Тульский государственный
65.89kb.
1 стр.
Программа Место 18 ноября, пятница Заезд и регистрация участников
53.15kb.
1 стр.
Программа Проект Четверг 30/05/2013 9: 00 10: 00
169.95kb.
1 стр.
Программа II международной научно-практической конференции
191.88kb.
1 стр.
Программа Проект Четверг 30/05/2013 9: 00 10: 00
169.99kb.
1 стр.
Программа работы конференции 20 февраля 00 10. 00 Регистрация участников конференции
403.13kb.
3 стр.
Программа 6 июня 10. 00 10. 30 Регистрация участников 10. 30 Открытие коллоквиума
47.13kb.
1 стр.
Программа V международного форума «Дни малого и среднего бизнеса Смоленской области»
127.18kb.
1 стр.