Главная
страница 1
Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол № _________ _______ С. В. Петухов

от « __» __________20__ г. ________ С. В. Денисова

Руководитель ШМО Приказ № ______ от

_________ Г. А. Дульцева «___» _______ 20__ г. «___» ________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Составитель

КУЗЬМИНЫХ ГАЛИНА ИЛЬИНИЧНА,

учитель музыки высшей категории

Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского.
Общая характеристика учебного предмета.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания обучающихся, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.


Цели обучения

Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- становление музыкальной культуры;

- развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха и певческого голоса, музыкальной памяти и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

- овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

- воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Обязательный минимум содержания программы:

Представления о музыке. Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе к жизни.

Музыка народная и профессиональная. Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация и развитие в музыке. Песенность, танцевальность и маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности: опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл,) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо).

Овладение элементами нотной грамоты.

Певческие голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: народных инструментов, духовой, симфонический.

Музыкальное искусство в жизни страны

Государственный музыкальный символ - гимн России.

Музыкальные традиции родного края.

Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы, и фестивали. Музыка в радио- и телепередачах.

Опыт музыкально-творческой деятельности

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке, многообразия ее видов, жанров и форм.

Пение. Хоровое и сольное пение с сопровождением без сопровождения, с ориентацией на нотную запись. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнителького замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

Инструментальное музицирование. Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.

Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.

Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам.

Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу.

В результате изучения музыки обучающийся должен



знать/понимать:

· слова и мелодию Гимна России;

· смысл понятий: "композитор", "исполнитель", "слушатель";

· названия изученных жанров и форм музыки;

· народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

· названия изученных произведений и их авторов;

· наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь:

· узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

· определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

· определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

· передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

· исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

· исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

· исполнения знакомых песен;

· участия в коллективном пении;

· музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

· передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ МУЗЫКИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Классы: 1а, 1б, 1в;

2а, 2б;

3а, 3б, 3в;



4а, 4б.

Количество часов в 1 классе – 33

Количество часов во 2 - 4 классах - 34

В неделю – 1 час

Планирование составлено на основе программы по музыке

Д. Б. Кабалевского, Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Учебники отсутствуют.

Дополнительная литература: материалы газеты «Искусство», журналов «Музыка в школе», «Искусство в школе», книги по искусству.



  1. К Л А С С




№ урока

Т Е М А


Дата проведения

По плану

Факти-чески

1 (1)


2 (2)

3 (3)
4 (4)

5 (5)

6 (6)


7 (7)

8 (8)

1 (9)

2 (10)


3 (11)

4 (12)


5 (13)

6 (14)


7 (15)

8 (16)


9 (17)

1 (18)


2 (19)
3 (20)

4 (21)


5 (22)

6 (23)


7 (24)

8 (25)


9 (26)

1 (27)


2 (28)

3 (29)


4 (30)

5 (31)


6 (32)
7 (33)



1 четверть
Музыка и её роль в жизни человека.

Рождение музыки (композитор – исполнитель – слушатель)

Песни, танцы, марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.

Отличительные особенности марша, танца, песни.

Виды маршей (военный, походный).

Виды маршей (игрушечный, спортивный).

Сказочный марш.

Церемониальный (праздничный, траурный) марш.


2 четверть
Виды танцев. Народный танец.

Классический танец.

Виды песен. Народные песни.

Композиторские песни.

«Киты встречаются вместе».

Песни-марши.

Песни-танцы.

Песни-танцы-марши.

Обобщение.

3 четверть
Выразительность и изобразительность в музыке.

Песни, танцы и марши выражают разные настроения, чувства людей.

Весёлое, радостное настроение в музыке.

Грустное, печальное настроение в музыке.

Тревожное, взволнованное настроение в музыке.

«Музыкальный портреты детей».

«Музыкальные портреты взрослых».

«Музыкальные портреты героев сказок».

Обобщение.


  1. четверть

Изобразительность в музыке.

Музыка изображает движение.

Природа в музыке. Утро, вечер.

Явления природы в музыке (дождь, ветер, эхо).

Времена года в музыке. П. И. Чайковский «Времена года».

Музыкальный зоопарк. К. Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных».

Обобщение.



06. 09


13. 09

20. 09
27. 09

04. 10

18. 10


25. 10

01. 11

08. 11

15. 11


22. 11

29. 11


06. 12

13. 12


20. 12

27. 12


30. 12

17. 01


24. 01
31. 01

07. 02


14. 02

28. 02


06. 03

13. 03


20. 03

03. 04


10. 04

17. 04


24. 04

08. 05


15. 05
22. 05




2 К Л А С С

№ урока

Т Е М А

Дата проведения

По плану

Факти-чески

1 (1)


2 (2)

3 (3)


4 (4)

5 (5)


6 (6)

7 (7)


8 (8)

9 (9)

1 (10)

2 (11)


3 (12)

4 (13)


5 (14)

6 (15)


7 (16)

8 (17)

1 (18)
2 (19)

3 (20)


4 (21)

5 (22)


6 (23)

7 (24)


8 (25)

9 (26)


1 (27)
2 (28)

3 (29)


4 (30)

5 (31)


6 (32)

7 (33)


8 (34)



1 четверть Куда ведут нас три «кита»»?
Куда ведут нас три «кита»?

Куда ведёт нас песня?

М. Коваль. Детская опера «Волк и семеро козлят»

Д. Б. Кабалевский. Концерт для фортепиано с оркестром

Куда ведёт нас танец?

С. Прокофьев. Балет «Золушка»

Куда ведёт нас марш?

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

Куда приводят «киты»? (Обобщение)
2 четверть. Что такое музыкальная речь?
Мелодия, лад.

Ритм, темп.

Динамика.

Регистр. Тембр.

Инструменты симфонического оркестра.

Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».

Основные характеристики музыкальных средств.

Обобщение.



3 четверть. Песня, танец и марш перерастают

в песенность, танцевальность и маршевость
Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость.

Песенность в вокальной музыке.

Песенность в инструментальной музыке.

Танцевальность в вокальной музыке.

Танцевальность в инструментальной музыке.

Маршевость.

Песенно-танцевальная музыка.

Песенно-маршевая музыка.

Обобщение.
4 четверть. Интонация

Музыкальные и речевые интонации. Сходство и различия разговорной и музыкальной речи.

Зерно-интонация.

Грустные и радостные интонации

Интонации настойчивости и решительности.

Изобразительные интонации.

Выразительные интонации

Юмор и шутка в музыке.

Обобщение.

03. 09


10. 09

17. 09


24. 09

01. 10


08. 10

15. 10


22. 10

29. 10

12. 11

19. 11


26. 11

03. 12


10. 12

17. 12


24. 12

28. 12


21. 01
28. 01

04. 02


11. 02

18. 02


25. 02

03. 03


10. 03

17. 03


07. 04
14. 04

21. 04


28. 04

05. 05


12. 05

19. 05


26. 05




3 К Л А С С

№ урока

Т Е М А

Дата проведения

По плану

Факти-чески

1 (1)


2 (2)

3 (3)


4 (4)

5 (5)


6 (6)

7 (7)


8 (8)

1 (9)


2 (10)

3 (11)


4 (12)

5 (13)


6 (14)

7 (15)


8 (16)

1 (17)
2 (18)

3 (19)

4 (20)


5 (21)

6 (22)


7 (23)

8 (24)


9 (25)

10(26)


1 (27)

2 (28)
3 (29)

4 (30)
5 (31)
6 (32)

7 (33)


8 (34)

1 четверть Развитие музыки

Как изменяется музыка? Приём повтора.

Контраст элементов музыкальной речи.

Динамическое развитие.

Тембровое развитие.

Темповое развитие.

Приём варьирования в музыке.

Полифоническое развитие музыки.

Исполнительское развитие.


2 четверть. Построение (формы) музыки.

Разнообразие форм построения музыки.

Одночастная форма.

Двухчастная форма.

Трёхчастная форма

Форма РОНДО.

Вариационная форма.

Общие принципы построения формы.

Обобщение.
3 четверть. Музыка моего народа.

Песни народные и композиторские. Жанровое разнообразие рус. нар. песен.

Колыбельные песни.

Семейно-бытовые и обрядовые песни.

Хороводные и плясовые песни.

Трудовые припевки и песни.

Эпические песни. Былины.

Исторические песни. Баллады.

Лирические песни.

Частушки.

Русское народное многоголосие.
4 четверть. Музыка моего народа (продолжение)

Современный русский народный хор.

Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов

Современные народные песни.

Использование народных песен в творчестве русских композиторов.

Музыка русских композиторов, написанная в духе народной музыки.

Музыка башкирского народа. Песенное разнообразие.

Башкирские народные музыкальные инструменты.

Обобщение.


07. 09


14. 09

21. 09


28. 09

05. 10


12. 10

19. 10


26. 10

09. 11


16. 11

23. 11


30. 12

07. 12


14. 12

21. 12


28. 12

18. 01
25. 01

01. 02

08. 02


15. 02

22. 02


29. 02

07. 03


14. 03

21. 03


04. 04

11. 04
18. 04

25. 04
02. 05
16. 05

23. 05


30. 05




4 К Л А С С

№ урока

Т Е М А


Дата проведения

По плану

Факти-чески

1 (1)
2 (2)

3 (3)

4 (4)


5 (5)

6 (6)


7 (7)

8 (8)


9 (9)

10 (10)


11 (11)

12 (12)


13 (13)

14 (14)


15 (15)

16 (16)

1 (17)

2 (18)


3 (19)

4 (20)


5 (21)

6 (22)


7 (23)

8 (24)


9 (25)

10 (26)


11 (27)

12 (28)


13 (29)

14 (30)


15 (31)

16 (32)


17 (33)

18 (34)


1 полугодие. Музыка народов мира.


Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ.

Музыка Украины.

Украинские народные песни.

Музыка Белоруссии.

Белорусские народные песни

Музыка народов Закавказья. Грузинская музыка.

Музыка Азербайджана.

Музыка Армении.

Музыка Молдовы.

Музыка Балтии.

Латышские, литовские, эстонские народные песни.

Музыка Чехии.

Музыка Польши.

Польская музыка в творчестве русских композиторов.

Музыка Болгарии.

Музыка Венгрии.


2 полугодие. Музыка народов мира (продолжение).
Немецкая музыка.

Швейцарская музыка.

Музыка Австрии.

Музыка Италии.

Музыка Италии в творчестве русских композиторов

Музыка Франции.

Французские народные песни.

Музыка Англии.

Музыка Норвегии.

Музыка Испании.

Музыка США.

Музыка Латинской Америки.

Музыка народов Востока. Арабская музыка.

Китайская музыка.

Музыка Японии.

Музыкальный язык не нуждается в переводе.

Обобщение.

Урок-концерт.



06. 09
13. 09

20. 09

27. 09


04. 10

18. 10


25. 10

01. 11


08. 11

15. 11


22. 11

29. 11


06. 12

13. 12


20. 12

27. 12

17. 01

24. 01


31. 01

07. 02


14. 02

21. 02


28. 02

06. 03


13. 03

20. 03


03. 04

10. 04


17. 04

24. 04


08. 05

15. 05


22. 05

29. 05







Смотрите также:
Рабочая программа по музыке для начальной школы
161.89kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке Л. В. Школяр, В. О. Усачёва
8304.82kb.
37 стр.
Рабочая программа по музыке для начальной школы (1 4) составлена на основе: стандартов второго поколения
113.99kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке класс
435.34kb.
4 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
1 стр.
Методическое пособие «Рабочая тетрадь по музыке»
155.3kb.
1 стр.
Программа мероприятий в школах 10. 00 10. 45 Познавательная игра «Деньги дикие и домашние»
108.23kb.
1 стр.
Основная образовательная программа для начальной школы в соответствии с требованиями новых фгос результаты средней/старшей школы: подготовлена
42.31kb.
1 стр.
Программа по музыке 6 класс 1 час в неделю
41.41kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 4 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
180.4kb.
1 стр.
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы
500.26kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по музыке 1 класс, общеобразовательный
1191.31kb.
8 стр.