Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Негосударственное образовательное учреждение

«Заокская христианская школа»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /_______________

ФИО


Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.





«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

_________ Матвеева Е.Ю.
«___» _________ 20__г.


«Утверждаю»

Директор НОУ «Заокская христианская школа»

_________ Марютичев А.В.
Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По музыке

для 5-7 классов

Разработана Н.В. Лозовской, учителем музыки

Пос. Заокский

2012год

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по Искусству;

- примерной программы по музыке для основной школы;

- программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой (Издательство «Просвещение», 2006 г.)

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:



  • осознание музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природы в жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;

  • изучение музыкального фольклора, классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов; воздействие музыки на человека; ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, пение (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, импровизация, драматизация исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане:

Программа « Музыка» является образовательным компонентом изучения «Искусства» на этапе основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учебных заведений Российской Федерации отводит на предмет Музыка в V, VI, VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10% для реализации авторских подходов.

    

Основные содержательные линии:


  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

— приобщение к музыке, как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену;

— осознание через музыку жизненных явлений;

— овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях Искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

— развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

— воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

— освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире — художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.  

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

      Основные методические принципы построения программы VVII классов.



Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения учащегося к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед учащимся, как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты, как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отношения к музыкальному искусству.



Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.



Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации — сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.



Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития учеников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций).

Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно говоря, это повторение можно сравнить с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод «забегания» вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V—IX классов. Изучение конкретных музыкальных произведений в связи с художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие ввды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока музыки.



следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по музыке для 5-7 классов Разработана Н. В. Лозовской, учителем музыки Пос
519.66kb.
4 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для начальной школы
161.89kb.
1 стр.
Программа по музыке 6 класс 1 час в неделю
41.41kb.
1 стр.
, раздел «Внеклассное чтение» ипо программе «Музыка», раздел «Музыкальный язык», тема «Природа в музыке» Тема урока: П. И. Чайковский Гражданин своей страны
155.95kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 5 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании
170.07kb.
1 стр.
Примерная программа по литературе Разработана учителем русского языка и литературы Приваловой Т. Н. Рабочая программа по литературе, 5 класс
168.08kb.
1 стр.
Программа по предмету «Музыка» Для общеобразовательных школ города
353.29kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке Л. В. Школяр, В. О. Усачёва
8304.82kb.
37 стр.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы»
687.65kb.
3 стр.
Программа по музыке для 5 класса
1004.08kb.
5 стр.
Учебная программа по музыке для 2 классов 1 час в неделю
74.65kb.
1 стр.