Главная
страница 1
Проект урока.

Тема урока: «В чем сила музыки оперы «Снегурочка» - Н.А. Римского – Корсакова».

Тип урока: углубление и закрепление темы.

Цель: раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств в опере «Снегурочка» Н.А. Римского – Корсакова.

Задачи урока:

Закрепить понятия: сопрано, опера, либретто, ария. Познакомить с понятиями: колоратура, колоратурное пение, афиша.

Развивать целостное мировосприятие учащихся через музыкальные фрагменты; развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки; продолжить формировать умение и применять на практике навыки анализа музыкального произведения; формировать художественно – образное мышление как основы развития творческой личности.

Воспитывать любовь к природе, чувства духовного сопереживания и доброты, чувство патриотизма.

Оборудование и материалы:

тексты пьесы;

телевизор, видеомагнитофон;

видеофильм «Снегурочка»;

компьютер;

проектор для мультимедийных слайдов;

тексты песен;

аккордеон, ноты;

проигрыватель, пластинки;

русские народные музыкальные инструменты (ложки, бубен, трещетки);

карточки с опорными словами;

чистый лист бумаги и цветные карандаши.



Ход урока.

  1. Организационный этап.

Водное слово учителя, с элементами беседы.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем наш урок с прогулки. Давайте закроем глаза, послушаем какие звуки будут нас сопровождать во время прогулки.

Прослушивание записи: звуки природы.

Учитель. Ребята, где сейчас мы с вами оказались, в каком уголке природы? Какую картину вы увидели, опишите словами?

Учитель. Какие звуки природы вам еще знакомы?

Учитель. Все эти звуки природы можно ли услышать в музыке?

Учитель. Многие композиторы, поэты, художники отображали в своих произведениях красоту природы, свое отношение к природе, к увиденному миру.

Прочитать стихотворение М. Ивенсен.

Послушай: музыка вокруг. Она во всем – в самой природе,


И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук,
Ей служит ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов все на одной веселой ноте.
А снег хруст! А треск костра! А металлическое пенье
И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!
Учитель. Во многих музыкальных произведениях мы можем увидеть картины природы. Эта музыка красива? (Ответы учащихся)

Учитель. Она рассказывает нам о красоте природы и о красоте жизни, т.к. жизнь человека тесно связана с природой.

Учитель. Как воздействует эта музыка на слушателей, чему она нас учит? (Музыка делает нас добрее, красивее, любить природу и внимательнее друг к другу)

… Вот потому-то иногда почудится в концертном зале,


Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели,
А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой!


  1. Актуализация знаний и умений обучающихся.

Учитель. Среди всех русских композиторов никто так не любил природы, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто так не умел изумительно передать ее красоту в музыке, как знакомый русский композитор… Слайд№

Учитель. Поэзия и красота природы раскрываются во многих произведениях Римского – Корсакова, природа вдохновляла его творчество и в молодости, и в зрелые годы, и на склоне лет.

Сегодня мы продолжим работу над темой «В чем сила музыки оперы Н.А. Римского –Корсакова» и постараемся раскрыть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств в опере «Снегурочка» Н.А. Римского – Корсакова.



Учитель. Почему Римского – Корсакова называют «композитором – сказочником»? ( Среди его опер, есть оперы, которые были написаны по сказкам и былинам)

Учитель. Высшим достижением Римского – Корсакова первых лет творческой зрелости нужно считать его третью оперу – «Снегурочку» (1880-18881), написанную им по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского. «Снегурочка» создана Островским по мотивам устного народного творчества (песен, сказок, обрядов, игр), в котором отражены быт, труд, воззрения нашего народа. Где наибольшей глубиной и яркостью раскрыта поэзия природы в опере «Снегурочка».
Информационный материал:

>В зиму 1879-1880 годов, - вспоминал композитор, я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна»

>Летом 1880 года композитор приступил к созданию оперы «Снегурочка». Это было первое лето в его жизни, которое он проводил в русской деревне. Северная природа глухого живописного уголка Стелево действовал на него глубоко и неотразимо.

Какой- нибудь толстый и корявый сук или пень, поросшим мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» - заповедным лесом, голая Копытецкая горка – Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, - как бы голосами леших или других чудовищ».

«Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». Я сочинял каждый день и целый день, музыкальные мысли преследовали меня неотступно».


  1. Проверка домашнего задания.

Учитель. На прошлом уроке мы посмотрели несколько фрагментов художественного фильма «Снегурочка» и познакомились с арией «С подружками по ягоды ходить» Снегурочки. В качестве домашнего задания надо было выполнить рисунок: образ Снегурочки. (см. Приложение)

Учитель. Прежде чем продолжить наш урок, вспомним, что называется оперой?

Учитель. Первоосновой оперы всегда является какой-то литературный сюжет, изложенный в виде театральной пьесы. А называется эта оперная пьеса? (либретто, автор либретто оперы «Снегурочка» - Н.А. Римский – Корсаков))

  1. Выполнение учащимися творческих заданий при углублении и закреплении полученных знаний.

Учитель. Вспомните, начало содержания оперы.

(У сурового старого Мороза и нежной Весны есть дочка, Снегурочка. Много лет жила она в лесу, но вот подросла Снегурочка – скучно стало ей одной в лесу, захотелось посмотреть, как живут люди, самой пожить с ними. Старый и мудрый Мороз не хотел отпускать дочку, - боялся, кто убережет ее там, среди людей, от жарких лучей Ярилы- Солнца? Но мать Весна рассудила иначе: пусть идет к людям Снегурочка – все равно не удержать ее в лесу).



Учитель. Почему Весна соглашается с решением Деда Мороза отдать Снегурочку в слободку Бобылю? (Она хочет, чтобы Снегурочка пожила среди людей, познакомилась их обычаями, завела подруг.)

Учитель. В каком музыкальном номере оперы Римского – Корсакова даётся характеристика Снегурочки? (В арии «С подружками по ягоды ходить»)

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с этой арией Снегурочки.

А что такое ария? (Это не просто песня, а как правило, песенная музыка, выражающая мысли и чувства действующего лица оперного спектакля).



Учитель. Так о чем поет Снегурочка? (О человеческих радостях, которые ей недоступны, но которые манят к людям)

Учитель. Какие чувства главной героини раскрываются в арии? Чтобы ответить на данный вопрос нам помогут выполнение следующих заданий.
Задания выполняют каждый ученик.

Задание №1. (см. Приложение №)

Задание №2. (см. Приложение №)

Звучит ария Снегурочки «С подружками по ягоды»
Учитель. Красивая музыка? Понравилась ли вам эта ария? В какой форме написана ария? ( В трехчастной форме, АВА)

Учитель. Рассмотрим ваши листочки, на которых вы изобразили линии мелодии арии Снегурочки. На что похожа линия мелодии? ( На сказочный орнамент, волшебный узор) Какая мелодия в 1 части (А)? (Танцевальная, резвая, легкая, в оживленном темпе)

Учитель. Какая мелодия во 2 части (В)? (Мелодия спокойная, напевная.)

Учитель. Каким цветом вы изобразили линию мелодии (Голубой, синий, т.е. холодные цвета)

Учитель. Прочитайте слова, которые отображают чувства нашей героини. (Игривость, нежность, чистота, изящность, ощущение сказочности, нереальности)

Учитель. Какой образ Снегурочки предстает в начале оперы? (Пленительный образ юной девушки, холодный, Снегурочка лишена человеческого тепла)

Учитель. С помощью какого музыкального инструмента композитор помогает нам почувствовать это? (флейта)

Учитель. Какой голос исполняет партию Снегурочки? (сопрано)

Учитель. Какие интонации в арии ассоциируется с «голосами природы»? (интонации «ауканья»)

Учитель. В голосе Снегурочки мы слышим исполнение виртуозных мотивов, это в музыке называется колоратурными пассажами. Колоратурное пение – пение, украшенное блестящими пассажами.

Учитель. Разные картины оперы происходят в разных частях: действия происходят в сказочном лесу, на заречной Слободке Берендеевке и в платах царя Берендеева. Чтобы театральная сцена приобрела данный вид, художники создавали декорации. К опере «Снегурочка» декорации создавал Виктор Михайлович Васнецов. Пройдут десятилетия, многие художники будут выполнять декорации, но декорации Васнецова будут непревзойденными.
Информационный материал:

>Римский –Корсаков, так же, как и Островский в пьесе, использовал в опере подлинный народный материал – песни, а так же создал собственные мелодии в характере народных.

Н.А. Римский – Корсаков вспоминал: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное в основу своего творчества»

Звучит мелодия песни «Проводы зимы»
Учитель. К какому жанру относится песня «Проводы зимы»? (К календарно – земледельческим песням)

Учитель. О каком времени года, о чем поется в песне? (О проводах зимы, когда народ провожает Зиму из своего царства и с радостью встречает Весну)

Учитель. В каком характере должна прозвучать песня? (Музыка жизнерадостная. Светлая песня)

Учитель. Какие средства выразительности использует композитор, чтобы передать настроение этой песни? (Быстрый, подвижный темп, многоповторность мелодии, распевы, мелодия пронизана танцевальностью)

Учитель. В старину наши предки сопровождали песни танцами и игрой на музыкальных инструментах. Какие инструменты вы выбираете, чтобы ярче раскрыть характер песни?

Учащиеся исполняют песню «Проводы зимы» с игрой на музыкальных инструментах.
Учитель. Чему учит нас эта песня? (Любви к природе, жизни, ко всему, что нас окружает)

Учитель. Главное знать и верить в то, что истинная радость, любовь находится не где- то снаружи, а прежде всего? (В душе каждого человека)

Учитель. Чего нельзя сказать о Снегурочке.


  1. Объяснение нового материала.

Учитель. На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? Как живется ей среди людей, не зная ни радости, ни счастья, не зная слез, которые помогают горю, облегчают сердце?

Учитель. Снегурочка обращается к матери Весне. В этой сцене Островского вся гармония человеческих чувств и красоты природы. Почему Снегурочка, ранее не замечавшая красоту окружающего мира, стала ее видеть и вторгаться? Обратимся к тексту.
Текст: действие 4, явление 2.

Инсценировка сцены (участвуют 2 девочки (Снегурочка и Весна)

Снегурочка.

Кругом меня все любят; все счастливы


И радостны; а я одна тоскую;
Завидно мне чужое счастье, мама.
Хочу любить, но слов любви не знаю,
И чувства нет в груди; начну ласкаться –
Услышу брань, насмешки и укоры
За детскую застенчивость, за сердце
Холодное, мучительную ревность
Узнала я любви, еще не зная.
И страшно мне: краса моя увянет
Любви прошу, любви девичьей…
Весна плетет венок душистый, который зажжет все чувства разом.

…Зорь весенних цвет душистый,

Белизну твоих ланит

Белый ландаш, ландаш чистый

Томной негой озарит.
Барской спеси бархат алый

Опушит твои уста,

Даст улыбку цветик малый

Незабудку – красота.

Роза розой заалеет

На груди и на плечах,

Василечек засинеет

И просветится в очах.


Кашки мед из уст польется

Чарованием ума,

Незаметно проберется

В душу липкая дрема.


Мак сердечко отуманит,

Мак рассудок усыпит,

Хмель ланиты нарумянит

И головку закружит.


Весна надевает венок на голову Снегурочке…

Снегурочка.

Ах, мама, что со мной? Какой красою

Зеленый лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою, а небо. Мама небо…

Какое сокровище храню

В груди моей! Ребенком прибежала

Снегурочка в зеленой лес, выходит

Девицею с душой счастливой, полной

Отрадных чувств и золотых надежд.


Учитель. Трудно будет уберечься Снегурочке от Ярилы – Солнца. Как чудесно все изменилось вокруг! Что случилось со Снегурочкой?

Учитель. Какая сцена является кульминацией в развитии действия? (Сцена гибели Снегурочки, под действием тепла и пробудившихся в ней человеческих чувств она тает)

Учитель. Сейчас прозвучит сцена таяния Снегурочки. Вам предлагается выполнить:

Задание №1 «Музыкальный карандаш»,

Задание №2.

Учитель. Что воспевает Снегурочка в сцене таяния, в своем последнем ариозо? Какая это музыка? (Воспевает великую силу любви. Восторженно благодарит Весну за её чудесный дар – чувство, которое пробудилось у нее к Мизгирю. Музыка светлая, мечтательная)

Учитель. Изменились ли линии мелодии и каким цветом вы показали линию мелодии? Какие слова подобрали для этой сцены?

Учитель. Сцена за сценой в опере раскрывалась основная тема – перерождение холодной Снегурочки, под влиянием какой силы? (Любви)

  1. Подведение итогов.

Учитель. Снегурочка растаяла. Но, несмотря на печальный конец сказки, опера заканчивается торжественно, Берендеи празднуют день прихода Ярилы – Солнца, поют песни, водят хороводы, веселятся.

Учитель. В заключение нашего урока ответьте на вопрос, в чем заключается правда и красота музыки Римского – Корсакова? (Эта опера учит нас любоваться не только красотой музыки, красотой песен, но и красотой человеческих чувств. Правда оперы заключается в торжестве законов жизни, естественных для людей, в прославлении природы, в прославлении народного искусства. Не только любоваться, но и беречь природу, песни, и, чистые, добрые человеческие чувства.

Учитель. Подводя итог урока, я хотела бы прочитать слова замечательного педагога и композитора Д.Б. Кабалевского о том, что «природа вошла в русское искусство так же, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда надолго бываем от природы отрваны»

  1. Групповая рефлексия.

Учитель. У вас на партах лежат «солнышки». Пожалуйста, дорисуйте каждое «солнышко» так, чтобы я догадалась, с каким настроением вы работали на уроке.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Нарисовать афишу к опере «Снегурочка».

Афиша – объявление о спектакле, концерте.



Учитель. Где можно увидеть афишу?

Афиша воспринимается не только вблизи, но и издали, привлекая к себе внимание. Афиша – рассказывает о спектакле, о том, что происходит, название, привлекает и заинтересовывает зрителя.



Приложение

Задание №1.



«Музыкальный карандаш»


Смотрите также:
Урока. Тема урока: «В чем сила музыки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского Корсакова». Тип урока: углубление и закрепление темы
96.24kb.
1 стр.
«Красота и сила музыки Н. А. Римского -корсакова в опере «Снегурочка»
89.45kb.
1 стр.
Конспект урока музыки во 2 классе Тип урока : Углубление и закрепление материала. Проблема
93.29kb.
1 стр.
Арт-рок – музыка современности Класс: 8 Тип урока: углубление в тему. Форма урока
96.78kb.
1 стр.
Уроке и попытайтесь определить тип урока музыки. 1(2) класс, 2 четверть, тема «О чем говорит музыка» Учитель начинает урок с беседы и задает вопрос: У: «Кто создает музыку?»
25.66kb.
1 стр.
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
138.47kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.
Программа «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой) Тема урока: «Сказка о царе Салтане…» (отрывок). Цели: Первая часть урока
49.05kb.
1 стр.
Разработка урока музыки 4 класс 2011 год Тема урока: «Роль музыки в баснях» Тип урока: Формирование новых знаний, изучение нового материала
115.76kb.
1 стр.
№ урока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия подготовка к егэ домашнее задание
223.64kb.
1 стр.
Разработка урока Тема урока: Сила Архимеда
54.2kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.