Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

1. Описать основные формы и проявления разнообразия живой природы Земли, оценить его связь с неоднородностью условий существования в абиотической среде и закономерностями эволюционного процесса в биосфере.

2. Раскрыть сущность основных терминов, понятий, правил и принципов, связанных с изучением биологического разнообразия, и экологический смысл количественных индексов разнообразия; показать место и роль методов количественной оценки параметров биоразнообразия в фундаментальных и прикладных экологических исследованиях.

3. Аргументировать необходимость и приоритетность задачи сохранения биологического разнообразия, очертить главные направления и механизмы поддержания и восстановления параметров и компонентов биоразнообразия в современных условиях в региональном и глобальном масштабах.

4. Раскрыть значение особо охраняемых природных территорий и кадастров редких и исчезающих живых организмов в реализации природоохранного процесса, сформулировать основные принципы организации локальных сетей ООПТ.

5. Проанализировать политические, экономические, социальные и идеологические предпосылки переоценки ценности живой природы.




4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций


Разделы и темы дисциплины

(общая трудоемкость – 3 зачетные единицы или 108 часов,

в т.ч. 54 аудиторных часа, 27 часов на самостоятельную работу и 27 часов на экзамен)


Неделя 1-го семестра

Виды учебной работы

Формируемая

компетенция



Лекции

Практические занятия

Самостоятель-ная работа

Раздел (тема) 1. Биологическое разнообразие, его формы, свойства и значение

1

2

-

1

ПК-2

Раздел 2. Генетическое разнообразие в популяциях


2-4

6

4

6

ПК-2

Тема 2.1. Генетический полиморфизм и его проявление в структуре популяций


2

2

2

2

ПК-2

Тема 2.2. Биохимические методы изучения генетического разнообразия в популяциях

3

2

-

1

ПК-2

Тема 2.3. Фенетические методы изучения генетического разнообразия в популяциях

4

2

2

3

ПК-2

Раздел 3. Видовое разнообразие в сообществах и методы его изучения

5-8

6

6

7

ПК-2

Тема 3.1. Экологические и географические закономерности изменения видового разнообразия

5

2

-

1

ПК-2

Тема 3.2. Методы оценки видового разнообразия в однородных сообществах (парцеллах, синузиях)

6

2

2

3

ПК-2

Тема 3.3. Методы оценки видового разнообразия в неоднородных сообществах (биоценозах)

7-8

2

4

3

ПК-2

Раздел 4. Экологическое разнообразие и его проявления в живой природе

9-10

4

-

2

ПК-2

Тема 4.1. Разнообразие экологических групп и жизненных форм организмов

9

2

-

1

ПК-2

Тема 4.2. Разнообразие экосистем и возможности его изучения

10

2

-

1

ПК-2

Раздел 5. Возможности сохранения и восстановления естественных параметров биоразнообразия

10-13

10

-

4

ПК-2

Тема 5.1. Последствия антропогенных воздействий для разных уровней и форм биоразнообразия

10-11

4

-

1

ПК-2

Тема 5.2. Основные концепции и стратегии сохранения биоразнообразия и механизмы их реализации

12

2

-

1

ПК-2

Тема 5.3. Экономические и правовые аспекты охраны живой природы

12

2

-

1

ПК-2

Тема 5.4. Переход к «устойчивому развитию» и перспективы охраны живой природы

13

2

-

1

ПК-2

Раздел (тема) 6. Красные книги и их роль в сохранении биоразнообразия

14

2

-

1

ПК-2




Раздел 7. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) и их роль в сохранении биоразнообразия

14-18

6

8

6

ПК-2

Тема 7.1. Критерии типологизации охраняемых природных территорий

14

2

-

1

ПК-2

Тема 7.2. Создание локальных сетей ООПТ

15

2

-

1

ПК-2

Тема 7.3. Заповедники и национальные парки

16-18

2

8

4

ПК-2

ИТОГО (в часах)




36

18

27





5. Содержание курса лекционных занятий
Раздел (тема) 1. Биологическое разнообразие, его формы, свойства и значение
Лекция 1 (2 часа)

Неоднородность и изменчивость живых систем, молекулярный, клеточный, организменный, популяционный и ценотический уровни биологического разнообразия; принцип эмерджентности, разнообразие как мера устойчивости живых систем, термодинамика и энтропия живых систем, разнообразие связей между компонентами и информация в живых системах, принцип избыточности и резервы биоразнообразия; генетическое, видовое и экологическое разнообразие; ресурсное, регулирующее и эстетическое значение биразнообразия.


Раздел 2. Генетическое разнообразие в популяциях



Лекция 2 (2 часа)

Тема 2.1. Генетический полиморфизм и его проявление в структуре популяций

Гены и генетическая информация, геном клетки, генотип организма, генофонд популяции, генетические карты и расшифровка геномов; аллельные и неаллельные взаимодействия генов, гомозиготы и гетерозиготы, сверхдоминирование, уравнение Харди-Вайнберга, дрейф генов и принцип основателя, «лестничная» и «островная» модель миграции генов; естественный отбор и соотношение частот аллелей, генетический груз, генные, хромосомные и геномные мутации, нонсенс-, сеймсенс- и миссенс-мутации, скорость мутирования; анэуплоидия и полиплоидия, гибридогенез.


Лекция 3 (2 часа)

Тема 2.2. Биохимические методы изучения генетического разнообразия в популяциях

Структурный ген и полипептидная цепь, транскрипция и трансляция, полиморфизм белков и изоферменты; фракционирование белков, гель-фильтрация, хроматография и электрофорез белков, заряженные и незаряженные аминокислоты, буферные растворы и полиакриламидный гель; средняя гетерозиготность на особь и доля полиморфных белков в популяции; панмиктические и подразделенные популяции, субпопуляции, межпопуляционная компонента генетического разнообразия; возрастная, половая, генеративная и пространственная структуры популяции.


Лекция 4 (2 часа)

Тема 2.3. Фенетические методы изучения генетического разнообразия в популяциях

Фены и фенетика популяций, фенотип организма и фенофонд популяции, дискретность, альтернативность и наследуемость фенов, полимерия и плейотропия генов, «ложные» фены и «онтогенетический шум»; семейные, групповые и популяционные фены, показатель внутрипопуляционного фенотипического разнообразия, доля редких морф фенов, показатель фенотипического сходства популяций и критерий их идентичности, дендрограммы фенетипического сходства; феногеография, клинальная изменчивость и границы популяций, симпатрическое и аллопатрическое видообразование, виды-двойники.


Раздел 3. Видовое разнообразие в сообществах и методы его изучения
Лекция 5 (2 часа)

Тема 3.1. Экологические и географические закономерности изменения видового разнообразия

Изменение видового разнообразия в ходе сукцессий, разнообразие видов и продуктивность среды, экологические ниши и закон Гаузе; виды-доминанты, субдоминанты и аксессорные виды, виды-«заклепки» и виды-«пассажиры», виды-эдификаторы; правило Уоллеса, экотоны и «краевой» эффект; «островной» эффект, эндемики и реликты, «горячие точки» биоразнообразия и «сгустки жизни»; градиенты видового разнообразия в реках и Мировом океане; изменение разнообразия видов в ходе эволюции биосферы, естественные причины вымирания видов.


Лекция 6 (2 часа)

Тема 3.2. Методы оценки видового разнообразия в однородных сообществах

(парцеллах, синузиях)

Видовое богатство и видовое разнообразие, видовая плотность, выравненность обилий видов; модели видового обилия, геометрический и логарифмические ряды, лог-нормальное распределение и «разломанный стержень» Мак-Артура; индексы видового богатства Маргалефа и Менхиника, информационный индекс Шеннона, мера выравненности Пиелоу, меры доминирования Симпсона, Макинтоша и Бергера-Паркера; двухуровневые выборки, рандомизированный и систематизированный отбор, единичные участки, трансекты и маршруты наблюдений; метод «складного ножа» и метод объединенных квадратов; численность, биомасса, проективное покрытие и модульные единицы вида, встречаемость и балльные шкалы обилия видов.


Лекция 7 (2 часа)

Тема 3.3. Методы оценки видового разнообразия в неоднородных сообществах (биоценозах)

Горизонтальная и вертикальная структура биоценоза, мозаичность и ярусность, причины пространственной неоднородности сообществ; α- и β-(дифференцирующее) разнообразие, меры градиентной структуры видового разнообразия Уиттекера, Коуди, Ратледжа, Уилсона-Шмиды; коэффициенты видового сходства двух участков Жаккара, Съеренсена, Чекановского и Мориситы-Хорна, степень ассоциированности парцелл, индексы общности; неориентированные графы, дендриты, плеяды и дендрограммы, кластерный анализ, методы «ближнего соседа» и «дальнего соседа», «евклидово» расстояние.


Раздел 4. Экологическое разнообразие и его проявления в живой природе
Лекция 8 (2 часа)

Тема 4.1. Разнообразие экологических групп и жизненных форм организмов

Трофические уровни сообщества, пастбищные и детритные пищевые цепи, пищевые сети, разнообразие трофических взаимодействий в сообществе, полифаги и стенофаги, фитофаги, зоофаги и детритофаги; конкуренты, хищники и паразиты, комменсалы, облигатные симбионты и протокооператоры; жизненные формы наземных и водных организмов, разнообразие форических, фабрических и топических связей в сообществе; ширина реализованной экологической ниши вида как мера разнообразия его связей.


Лекция 9 (2 часа)

Тема 4.2. Разнообразие экосистем и возможности его изучения

γ-, δ- и ε-разнообразие природных ландшафтов, надбиоценотические пространственные уровни организации природы, фации, урочища и местности, биомы и биохоры; геоботанические описания и экологическое картографирование, оценка степени фрагментации биогеоценозов и протяженности экотонов; разнообразие наземных и водных биомов: тундры и арктические пустыни, тайга и смешанные леса, светлохвойные и жестколистные леса, летнезеленые лиственные леса, сухие и влажные тропические леса, степи, саванны и редколесья, аридные и горные ландшафты, болота и марши, пресные водоемы и водотоки, дельты и эстуарии, острова и коралловые рифы, океанический шельф и открытый океан, пелагиаль и бенталь, батиаль, абиссаль и ультраабиссаль.


Раздел 5. Возможности сохранения и восстановления естественных параметров биоразнообразия
Лекции 10 и 11 (4 часа)

Тема 5.1. Последствия антропогенных воздействий для разных уровней и форм биоразнообразия

Мутагенез и изменение генетических систем, биохимическая трансформация клеток и тканей, нарушение проницаемости клеточных мембран и действия ферментных систем, нарушение эмбриогенеза, физиологический и поведенческий стресс организмов; нарушение возрастно-половой, пространственной и генетической структуры популяций, элиминация популяций и популяционных систем, прямые и косвенные антропогенные причины вымирания видов: чрезмерная добыча биологических ресурсов, уничтожение для защиты сельскохозяйственных и промысловых объектов, разрушение, трансформация и загрязнение естественных местообитаний, сокращение и ухудшение кормовой базы, влияние вселенных (аллохтонных) видов; изменение видового состава сообществ и их продуктивности, нарушение стабильности экосистем, антропогенная фрагментация и инсуляризация природных ландшафтов.


Лекция 12 (2 часа)

Тема 5.2. Основные концепции и стратегии сохранения биоразнообразия и механизмы их реализации

Видовая и экосистемная концепции охраны природы, консервационные и эксплуатационные стратегии сохранения биоразнообразия; создание генетических банков и криоконсервация, содержание и искусственное воспроизводство организмов диких видов в зоологических парках, ботанических садах, на специализированных фермах и плантациях; поддержание естественного воспроизводства природных популяций, регуляция промысла биологических ресурсов и борьба с биотерроризмом; формирование кадастров редких и исчезающих таксонов живых организмов; создание особо охраняемых природных территорий и восстановление нарушенных естественных местообитаний.


Лекция 13 (2 часа)

Тема 5.3. Экономические и правовые аспекты охраны живой природы

Абсолютная и относительная ценность видов живых организмов, методы оценки экономического ущерба биологическим компонентам экосистем, платежи за использование и восстановление биоресурсов; механизмы финансирования природоохранных мероприятий, экологические фонды; программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера», Международные природоохранные конвенции: СИТЕС, Бернская, Рамсарская; законы РФ «Об особо охраняемых природных территориях» и «О животном мире», региональные нормативно-правовые акты.


Лекция 14 (2 часа)

Тема 5.4. Переход к «устойчивому развитию» и перспективы охраны живой природы

Конференция ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года, международная конвенция «О биологическом разнообразии», первый национальный доклад о сохранении биоразнообразия в России; экологизация деятельности общества: биологические и интегральные методы защиты урожая, переход в сельском хозяйстве от монокультур к поликультурам, переход от промысла к хозяйству, фермерское и плантационное разведение биоресурсов, придорожные участки как резерваты живых организмов, экологическая оптимизация урбанизированных территорий, биологическая рекультивация нарушенных земель; формирование общественного экологического сознания и развитие научных исследований в области сохранения и восстановления биоразнообразия.


Раздел (тема) 6. Красные книги и их роль в сохранении биоразнообразия
Лекция 15 (2 часа)

Международный союз охраны природы, Красная книга МСОП, Красная книга Российской Федерации, Красная книга Удмуртской Республики; категории видов Красной книги: исчезнувшие виды (статус 0), находящиеся под угрозой исчезновения (статус I), виды со снижающейся численностью или сужающимся ареалом (статус II), редкие виды (статус III), виды с неопределенным статусом (статус IV), виды с восстановленной численностью (статус V), «черные», «тревожные» и «зеленые» списки видов в приложениях Красных книг; мероприятия по сохранению и восстановлению численности и естественного ареала «краснокнижных» видов.



Раздел 7. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) и их роль в сохранении биоразнообразия
Лекция 16 (2 часа)

Тема 7.1. Критерии типологизации охраняемых природных территорий


Международная классификация ООПТ: природные научные резерваты строгого режима (I), национальные парки (II), памятники природы и примечательные природные объекты (III), резерваты природоохранного назначения, управляемые резерваты природы и убежища дикой природы (IV), охраняемые ландшафты (V), ресурсосберегающие резерваты (VI), антропологические резерваты (VII), ресурсосберегающие местности и территории многоцелевого использования (VIII), биосферные резерваты (IX), местности мирового природного наследия (X); российская классификация ООПТ: государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты; зеленые зоны городов и рекреационные парки, биостанции, охотничьи хозяйства и угодья, водоохранные и полезащитные зоны, леса первой группы.
Лекция 17 (2 часа)

Тема 7.2. Создание локальных сетей ООПТ

Экологический каркас территории и локальная сеть ООПТ; географическое, биологическое и экологическое научное обследование потенциальных ООПТ; экологическое обоснование выделения ООПТ, экспликация земель, выбор категории, ранга, функционального назначения и режима охраны ООПТ, согласование с органами власти и землепользователями; кадастры и инвентаризационные карточки ООПТ, экологический паспорт и охранное обязательство; виды деятельности, разрешенные, ограниченные и запрещенные в ООПТ разных категорий.


Лекция 18 (2 часа)

Тема 7.3. Заповедники и национальные парки

История создания заповедников и национальных парков, заповедное дело в России; заповедники-эталоны, заповедники-резерваты и реабилитационные заповедники, биосферные заповедники; охрана природных объектов и научная деятельность в государственных заповедниках; определение оптимальной площади и зонирование заповедников и национальных парков, буферные зоны; природоохранная, рекреационная и эколого-просветительская деятельность в национальных и природных парках.



6. Содержание практических / семинарских занятий
Часть 1 (2-8 недели 1-го семестра – 10 часов) – практические занятия
Краткое описание подходов к организации практических занятий
Решение студентами практических задач по темам пройденного лекционного материала с использованием методов и индексов количественной оценки биологического разнообразия в популяциях и сообществах у доски. Для закрепления навыков, полученных на практических занятиях, проводится контрольная работа.


Тематические варианты задач, предлагаемые для практических занятий

1. Определение изменения частоты встречаемости аллелей и уровня гетерозиготности в двухаллельной однолокусной панмиктической изолированной популяции под влиянием дрейфа генов, естественного отбора и мутационного процесса.

2. Определение уровня внутрипопуляционного фенотипического разнообразия по комплексу фенов и доли редких морф фенов в популяции.

3. Расчеты индексов фенотипического сходства нескольких популяций и построение дендрограмм сходства по методу «ближнего соседа».

4. Расчеты индексов видового богатства и видового разнообразия, определение мер выравненности обилий и доминирования видов в однородном сообществе.

5. Расчеты индексов градиентного β-разнообразия в неоднородном сообществе.

6. Расчеты индексов видового сходства участков неоднородного сообщества и построение дендрограмм сходства по методу «ближнего соседа».
Часть 2 (16-18 недели 1-го семестра – 8 часов) – семинарские занятия
Краткое описание подходов к организации семинарских занятий

Семинарские занятия проходят в виде заслушивания и обсуждения индивидуальных докладов студентов по тематике сохранения и восстановления биологического разнообразия в заповедниках и национальных парках России и других стран. Регламент выступления составляет 10-15 мин., обсуждение – 5-10 мин.


Примерный план доклада:

1. История создания заповедника (национального парка).

2. Физико-географическая характеристика территории расположения заповедника (национального парка).

3. Растительный и животный мир заповедника (национального парка).

4. Особо охраняемые и восстанавливаемые объекты живой природы заповедника (национального) парка.

5. Современное состояние экосистем и основные экологические проблемы заповедника (национального парка).

6. Научная и иная деятельность заповедника (национального парка).

7. Региональное и международное природоохранное значение заповедника (национального парка).


Примерный перечень заповедников и национальных парков, информация о которых выносится на семинарские занятия
I. Государственные заповедники России и стран СНГ

  1. Баргузинский

  2. Таймырский

  3. Дарвинский

  4. Кандалакшский

  5. Кавказский

  1. Астраханский

  2. Печеро-Илычский

  3. Сихотэ-Алиньский

  4. Центральный лесной

  5. Приокско-террасный

  1. Остров Врангеля

  2. Дальневосточный морской

  3. Аскания-Нова (Украина)

  4. Копетдаг (Туркменистан)

  5. Беловежская пуща (Белоруссия)

II. Национальные парки России и стран зарубежья



  1. Йеллоустоун (США)

  2. Йосемити (США)

  3. Лахемаа (Эстония)

  4. Серенгети (Кения)

  5. Большой барьерный риф (Австралия)

  6. Галапагосские острова (Эквадор)

  7. Пантанал (Бразилия)

  8. Казиранги (Индия)

  9. Нечкинский (Россия)

  10. Куршская коса (Россия)


7. Образовательные технологии
Процесс организации познавательной деятельности студентов, обеспечивающий формирование заявленных компетенций, требует разнообразия образовательных технологий.

При проведении аудиторных занятий используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде – в форме лекционного материала, излагаемого преподавателем в устной форме с дополнительным использованием демонстрационных (визуальных) методов обучения в виде текстовых записей и рисунков на аудиторной доске, а также стендовых наглядных материалов – плакатов с таблицами, схемами и графиками. При этом студенты запоминают полученную информацию и заносят (записывают) ее в сжатом виде в индивидуальные тетрадные конспекты. В процессе самостоятельной работы студенты перечитывают законспектированный лекционный материал и рекомендованные учебные и справочные литературные источники.

Использование подобных традиционных обучающих технологий обеспечивает передачу теоретической информации, необходимой для запоминания и усвоения (анализа), от преподавателя к студенту.

В процессе изучения теоретических разделов курса и при проведении семинарских занятий используются новые образовательные технологии обучения, а именно:

- предоставление полезной информации в визуальной форме посредством демонстрации на большом экране компьютерных слайдовых презентаций и обучающих видеофильмов с использованием проектора.

Данные информационные технологии обеспечивают более полное и адекватное усвоение необходимого теоретического материала, способствуют формированию навыков работы с компьютерными презентационными программами, повышают уровень сформированности компетенции ПК-2 с повышенного до продвинутого.



8. Программа самостоятельной работы студентов (СРС)
Структура СРС


Код формируемой компетенции

Тема

Вид

Форма

Объем учебной работы (часов)

ПК-2

Тема 1

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 2.1

ПРЗ, ПКР

КСР

1 + 1

ПК-2

Тема 2.2

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 2.3

ПРЗ, ПКР

КСР

2 + 1

ПК-2

Тема 3.1

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 3.2

ПРЗ, ПКР

КСР

2 + 1

ПК-2

Тема 3.3

ПРЗ, ПКР

КСР

2 + 1

ПК-2

Тема 4.1

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 4.2

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 5.1

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 5.2

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 5.3

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 5.4

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 6

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 7.1

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 7.2

ПИУ, ПЭ

КСР

1

ПК-2

Тема 7.3

ПД, ПЭ

КСР

3 + 1

Виды СРС:



  • подготовка к решению задач (ПРЗ)

  • подготовка к контрольной работе (ПКР);

  • подготовка доклада, реферата (ПД);

  • повышение индивидуального уровня сформированности компетенции (ПИУ);

  • подготовка к экзамену.

По одной теме может быть несколько видов СРС.

Формы СРС:



  • СРС без участия преподавателя (БУ);

  • контроль СРС преподавателем (КСР).


Формы самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой по темам и разделам курса, работа с конспектами лекционных занятий, поиск информации и подготовка докладов по индивидуальной тематике к семинарским занятиям, применение полученной на лекциях и семинарах информации на практике в процессе подготовки и выполнения индивидуальных курсовых (дипломных) работ.
Формы контроля самостоятельной работы: проверка контрольных работ, оценка устных докладов и письменных рефератов, консультации и собеседования.

Названия тем дисциплины приведены в разделе 4 данной рабочей программы.

Тематика докладов к семинарским занятиям приведена в разделе 6 данной рабочей программы.

Список учебной и справочной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы, приведен в разделе 10 данной рабочей программы.


График контроля СРС

Недели (1-й семестр)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

-

рз

-

рз

-

рз

рз

кр

-

-

-

-

-

-

д

д

д

д


Условные обозначения: рз – решение задач, д – доклад, кр контрольная работа.

9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговый экзамен.

Текущий контроль проводится в форме оценки решения задач у доски, оценки выступлений и обсуждений на семинарских занятиях индивидуальных докладов, проверки конспектов лекционных занятий и анализа посещаемости аудиторных занятий.

Каждая задача, решенная у доски, оценивается по 20-балльной шкале по четырем критериям:

- адекватность использования математических формул (0-5 баллов);

- правильность результата-ответа (0-5 баллов);

- оперативность и наглядность вычислений (0-5 баллов);

- доступность объяснения выбранного алгоритма решения (0-5 баллов).


Каждый доклад оценивается по 20-балльной шкале по четырем критериям:

- полнота информации (0-5 баллов);

- регламент и наглядность (0-5 баллов);

- ораторское мастерство и доступность изложенного материала (0-5 баллов);

- ответы на вопросы (0-5 баллов).

Промежуточная аттестация по итогам освоения разделов 2 и 3 проводится в форме контрольной работы.




Примерные задания для промежуточной аттестации (контрольной работы)



А) Решить задачу, ответить на вопросы (2 варианта по три задачи)

Задача 1а

Три популяционные выборки полевок исследовались по пяти двухвариантным фенам скелета. В какой из выборок наблюдается наибольшее фенотипическое разнообразие по комплексу пяти фенов, и где выше средняя доля редких вариантов фенов?



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины биоразнообразие Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
503.91kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология грибов и лишайников Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
234.51kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) экологическая токсикология направление подготовки 022000 Экология и природопользование
240.87kb.
1 стр.
Направление- 022000. 62 «Экология и природопользование» Байыр-оол Шончалай Орлановна
306.12kb.
5 стр.
Рабочей программы дисциплины Радиационной экологии по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование»
14.6kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплинЫ «информатика»
146.68kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте Направление подготовки
572.63kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины математика Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки
160.93kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальности 013100 "Экология", направления 511100 "Экология и природопользование"
82.73kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальностей 013100 «Экология», 320200 «Биоэкология», направления 511100 «Экология и природопользование»
76.47kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины программирование на языке C# Направление (специальность) подготовки
97.36kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент
273.23kb.
1 стр.